Началась наша прогулка с ул. Верхний Вал, откуда минут за 15 мы добрались до Рыбальского полуострова на маршрутке № 53 (есть еще автобус-призрак № 88, который ходит раз в полдня… и это все сообщение с полуостровом). Когда-то тут была коса, отделявшая от Днепра его правый рукав — речку Почайну. Когда косу размыло, Почайну поглотил Днепр. В конце ХІХ века здесь построили крупнейший в Европе на то время речной порт — на 600 судов. В 1926 году началось строительство Киевской районной электростанции. А в 1928-м — работы по сооружению железнодорожного моста на Левый берег. Сильно пострадала местность во время наводнения 1931 года, которое превратило ее в остров.
Местные жители как-то странно поглядывали на нас, туристов, бесцеремонно рассматривающих достопримечательности! А посмотреть тут есть на что. Например, Завод «Ленинская кузня», основанный в 1862 году инженером-технологом Федором Донатом. Изначально предприятие (сменившее несколько названий — «Донат, Липковский и К», «Киевский машиностроительный завод», «Южнорусский машиностроительный завод») занималось сталелитейным производством, а с 1928-го — судостроением. В 1986 году завод выполнял большой объем работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Территория огорожена высоким забором, на проходной – охрана, поэтому движемся дальше. Несколько жилых домов в непосредственной близости от завода, опоры нового моста, детская площадка, возле которой мы сделали пару десятков фотографий… и затем продолжаем свой путь к самому интересному здесь строению – Вантовому мосту. В советские времена (с 1963 г) мост длиной 480 м соединял Рыбальский полуостров с Подолом. Металлические ванты удерживали железобетонную балку мостового прогона, но из-за транспортной нагрузки мост периодически закрывали. А с постройкой нового Гаванского моста закрыли вовсе. Тут мы долго блуждали, рассматривая долго и мучительно строящийся новый мост, который соединит Подол с Воскресенкой. Была у нас одна идея – залезть всё-таки по одной из лестниц на полуразрушенный Вантовый мост и вернуться на Подол именно по нему… И меня даже уговорили на эту авантюру, но, пробравшись через несколько корабликов до моста, забравшись на опору, мы поняли, что в такую снежную погоду это совсем небезопасно…
Возле моста есть еще одна достопримечательность — Монитор «Железняков» — низкобортный бронированный артиллерийский корабль, построенный на «Ленинской кузне» в 1936 году. Назван корабль в честь балтийского матроса, участника Октябрьской революции 1917 года Анатолия Железнякова (было еще пять мониторов — «Жемчужин», «Мартынов», «Ростовцев», «Флягин», «Левачев», которые погибли в первые месяцы ВОВ). За годы войны, с экипажем 72 человека, «Железняков» прошел 40 тыс км.
Вернувшись тем же путем (на маршрутке) на Верхний Вал, мы вышли у начала Вантового моста и сделали несколько фотографий с него. Далее по бульвару, где раньше проходила граница, делившая Нижний город на две части (улицы Верхний и Нижний Вал), мы направились к Житнему рынку. Начиная с ХV века, он был главным торговым центром города. Здесь проходили вече, устраивались народные гулянья. Рынок занимал целый квартал, эпицентр которого находился на нынешнем месте автостанции «Подол». Пройдя мимо автостанции, мы повернули на Олеговскую, и благодаря знающим людям быстро попали на обзорную площадку на Щекавице. И хотя из-за метели видимость была так себе, виды с горы оказались очень красивыми! Местные дети катались на санках, а мы примостились за бетонным цилиндро-квадрато-треугольным сооружением и устроили «пикник на обочине».
Далее, по улице Лукьяновской мы дошли до Мечети Ар Рахма («Милосердие»). Здесь есть молитвенный дом на 2000 человек, школа и минарет. В мечети нас очень гостеприимно встретили, провели мини-лекцию об Исламе, которую мы с огромным удовольствием послушали: об отношении к женщинам, о пророках, о конце света (нас уверили, что скоро он не настанет, т.к. «не было еще ни одного из главных признаков»). Также нас пригласили на лекции, которые проводятся каждое воскресенье в 11:00 – темы всегда разные и приглашаются все желающие. За забором мечети — кладбище на Щекавице, которое было открыто еще в 1772 году после эпидемии, которая унесла жизни 6 тысяч человек (из 20-тысячного населения города). В 1900 г его закрыли, а позже снесли, потому что по генеральному плану Киева 1935 года здесь решили сделать парки отдыха и развлечений. Но в итоге здесь появилась лишь военная радиовышка. Сейчас тут осталось только мусульманское и старообрядческое кладбище.
Далее мы спустились на улицу Глубочицкую, название которой произошло от реки Глубочицы. После пожара 1811 года ее русло выпрямили, берега оградили валами. Река со временем приобрела неприглядный вид, и киевляне прозвали ее Канавой (помните фразу отца Прони Прокоповны — «цирюльник из-за канавы»?). Дно Глубочицы вымостили булыжником, вдоль берегов насадили деревья. В конце XIX века река превратилась в зловонную клоаку, поэтому было принято решение Подольский участок Глубочицы спрятать в коллектор. В Советские времена реку в коллектор заковали уже полностью… А недавно у подземного русла Глубочицы состоялся беспрецедентный «подпольный» концерт электронной музыки.
На этой улице оставалось посмотреть еще некоторые достопримечательности – первый в нашей стране частный Музей современного изобразительного искусства Украины. В его коллекции представлено более 4 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры.
Тут же рядом, в соседнем здании (завод «Электроприбор»), мы отправились на поиски памятника Ленину. Как и в случае с «Ленинской кузницей», завод огорожен забором, но добрый охранник любезно согласился проводить нас через проходную и разрешил сфотографировать памятник.
Через дорогу по Глубочицкой нам было бы интересно заглянуть в сквер возле Азербайджанского посольства, где в 2004 году был открыт памятник бывшему президенту Азербайджана Гейдару Алиеву. Но сквер оказался на реконструкции…
Добавить комментарий