Район Заднепровья, который на тот момент был совсем пустынным, вызывал восхищение у многих. Не зря ведь эти земли постоянно с чем-то сравнивали: то с аккордами Гайдна, то с полотнами Микеланджело и Рафаэля. К. Паустовский даже провел параллель с Венецией. Ведь есть же в Киеве и свой Венецианский пролив, названный так из-за того, что паводок, который здесь образовывался каждый год, буквально затоплял территорию современного Гидропарка. Здесь даже стояли киевские «палаццо» — дома на высоких сваях, работали местные гондольеры, так что от Венеции тогдашний Киев мало чем отличался. Настоящей гордостью и своеобразной архитектурной изюминкой этого района стал Николаевский цепной мост. Многие ученые считают, что он стал прообразом Бруклинского моста через Ист-Ривер, который был построен в Нью-Йорке в 1883 году.
Немногие коренные жители Киева знают о том, что на месте, где впоследствии возвели Николаевский цепной мост, изначально стоял временный плавучий Спасский мост, который построили по велению царя Федора Алексеевича в 1680 году. Такое название мост получил из-за того, что дорога от него вела непосредственно к Спасской церкви. Со временем эту временную переправу стали благоустраивать и расширять, таким образом, она расположилась недалеко от Наводницкого холма между Печерским и Выдубицким монастырями, и стала называться Наводницким мостом. На сегодняшний день мало что в этой местности напоминает о существовании Наводницкого моста, только лишь осталась одноименная улица. Когда же наступали холода, и Днепр покрывался льдом, здесь устраивали специальную переправу, которая работала до начала оттепели. У берегов возводили деревянные поручни и съезды на лед. У переправы даже дежурили солдаты, которые пристально следили за тем, чтобы киевляне соблюдали меры предосторожности и почем зря не рисковали своей жизнью, особенно в период, когда лед начинал трогаться.
Проект строительства Николаевского цепного моста в Киеве был разработан английским инженером Чарльзом Виньолем. В средине 40-х годов 19 века наши отечественные инженеры П. Мельников и С. Кербедза после детального его изучения внесли кое-какие коррективы. План строительства моста утверждался непосредственно самим императором Николаем I, который и дал добро на начало работ. В районе впадения реки Черторой в русло Днепра, напротив Аскольдовой могилы 30 августа 1848 года в торжественной обстановке состоялась закладка первого камня в фундамент нового киевского моста. Подвесная система была выбрана не случайно. Поскольку в этой местности наблюдалось постоянное давление ледниковых масс, вариант подвесного моста подходил как нельзя более кстати. К возведению моста подошли очень основательно, перед тем, как начать строительство, на берегу были сооружены бараки для рабочих, среди которых были и крепостные, и староверы, и украинцы, и россияне. Все металлические конструкции изготовили в Бирмингеме, затем доставили Одессу на шестнадцати судах. Из Одессы на подводах данные конструкции перевозили в стольный град Киев. В столицу даже прибыл Чарльз Виньоль с двумя сыновьями – Гуттоном и Генрихом, чтобы принять непосредственное участие в руководстве строительством. Общая сумма расходов на возведение Николаевского цепного моста составила более 3,5 миллионов рублей.
Необходимо отметить, что Николаевский мост стал единственным в мире шестипролетным переходом через водное пространство. Длина мостового полотна составляла 776 метров, вес конструкции достигал около ста тысяч пудов, а одно звено в цепи весило порядка 192 кг. На пяти облицованных гранитом «быках», которые представляли собой своеобразную опору, были установлены порталы в виде полукруглых арок с башнями. На опоры поместили специальные коробки, через которые провели цепи из железных звеньев. Мостовое полотно состояло из решетчатых балок, которые крепились к цепям с помощью железных прутьев. Основанием промежуточных опор служил бетонный массив, заложенный прямо на грунте в огражденной перемычками котловине. Если говорить об архитектурном стиле, то здесь превалировала английская готика. Интересно, что в полночь определенная часть Николаевского цепного моста разводилась, чтобы пропустить мачтовые суда, курсировавшие по Днепру.
Николаевский мост был освящен 28 сентября 1853 года, а ввод его в эксплуатацию состоялся ровно через год, постоянное же движение по мосту транспорта было разрешено только в 1855 году. Открытие Николаевского моста даже описал в одном из своих рассказов Н. Лесков. За проезд по мосту взималась определенная плата – 20 копеек за однолошадный экипаж, 40 копеек – за двухлошадный. Возле самого моста под горой находилась церковь Святого Николая, при которой работали так называемые московские луковые бани. На противоположном берегу продолжением моста была шоссейная гребля, которая регулировала течение Днепра и его рукав.
В 1920 году отступая из Киева, белополяки взорвали Цепной мост. Работы по его восстановлению начались только через пять лет. Непосредственное участие в этом процессе принял академик Е.О. Патон, долго вынашивавший идею цельносварного моста. На месте разрушенного Цепного моста Патон построил мост имени Евгении Бош, который, к сожалению, не выдержал испытания Великой Отечественной войной. Тогда он был окончательно разрушен. Николаевский цепной мост стал настоящей визитной карточкой Киева. Его часто фотографировали, даже разместили его изображение на открытках. Наверное, проектировщики и строители этого «архитектурного чуда» были бы приятно удивлены узнав, что точная серебрянная копия Цепного моста была демонстрировалась в Лондоне, в Хрустальном дворце архитектора Пекстона на Всемирной выставке 1854 года.
Пароходная компания Гидропарк на своем прогулочном причале у моста Метро, где был Николаевский цепной мост, разместила фотовыставку с интересными фото и историей мостов на этом месте.
Экспозиция выставляется на время работы прогулочных теплоходов.
Можно ознакомиться с историей и покататься на теплоходе. http://www.teplohod-prokat.kiev.ua/novosti.htm#mosty
У моей бабушки была фотка с этого моста)) вот тут еще фото и информация: https://www.kievtoyou.com/nikolaevskiy-cepnoy-most-v-kieve/