История Пустынно-Никольской обители
Свое начало Пустынно-Николаевский (бытовало и название Пустынно-Никольский) монастырь ведет от деревянной церкви, возведенной еще в Х столетии великой равноапостольной княгиней Ольгой во имя святого Николая в предполагаемом месте убийства Аскольда, при крещении получившего имя этого святого. Местность с тех пор и называют в Киеве Аскольдовой могилой… Здесь же первоначально была погребена и сама княгиня. Впоследствии ее прах перенесли в Десятинный храм, восстановленный Петром Могилой на месте уничтоженного татаро-монголами. «Теперь на этой могиле небольшая Николаевская церковь, построенная в 1810 году и приписанная к Николаевскому монастырю», — сообщала в 1912 году Зинаида Шамурина — искусствовед, историк и автор замечательной книги «Киев. Культурные сокровища России».
Примечательно, что каменная церковь на месте разобранной деревянной была построена на средства купца из Воронежа — Самуила Никитича Мещерякова, — которые он пожертвовал «в память супруги своей Александры, умершей в Киеве на богомолье в 1809 году». Храм и престол освятили уже 20 августа следующего года. Внутри этого храма, перестроенного в 1930-е годы архитектором Юрченко под… парковый павильон, имелись дореволюционные надписи светского содержания. Одна из них сообщала, что «Блаженной памяти Государь Император Николай Павлович в 1847 году сентября 10 дня благосоизволил посетить церковь на Аскольдовой могиле и на донесение инженеров произвести сломку церкви, получившей трещину от осунувшегося с одного бока кургана, изволил ответить: «Ничуть падением не грозит: немного нужно поправки, и церковь должна существовать». Над западными дверьми имелась еще одна любопытная надпись: «На сем месте тайно существовала церковь, устроенная христианами от Андрея Первозванного, апостола просвещенных».
Первоначально Пустынно-Николаевский монастырь был женским, там подвизалась в свое время и мать одного из основателей Киево-Печерской обители — преподобного Феодосия, но в 1115 году сын Владимира Мономаха — Мстислав перевел его в разряд мужских.
В 1690-1696 годах рядом с Николаевской церковью развернулось строительство большого каменного храма, средства на возведение которого выделил из своих богатств гетман Иван Мазепа. Грандиозный белокаменный храм в архитектурных формах украинского барокко возвел талантливый зодчий Осип Дмитриевич Старцев.
Известно письмо гетмана, отправленное царям Иоанну и Петру в 1693 году, в котором сообщалось о ходе строительства двух больших соборов в Братском Богоявленском и Пустынно-Николаевском монастырях. Запись о постройке новой каменной церкви Николаевского монастыря сберегалась в архиве канцелярии Пустынно-Николаевского монастыря, где сообщалось, что «Основана сия церковь каменная на винограде Пустынном-Никольском-Киевском (то есть на месте части сада обители. — Авт.), в честь и память святого великого архиерея и чудотворца Николая при державе пресветлейших и благочестивейших Великих Государей наших Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя Россия Самодержцев и многих государств и земель Восточных и Западных и Северных отчичей и наследников и Государей и Обладателей, за благословением в то время новоизбранного митрополита Киевского, Галицкого и всея Малыя России Варлаама Ясинского, иждивением ктиторским премилостивейшего, ясновельможного Его милости пана Ивана Степановича Мазепы гетмана войска их Царского пресветлого Величества, при игумене тое святое обители Пустынно-Никольской-Киевской при велебном в Богу Отцу Иоасафе Кроковском. И положено суть зде мощи святых в основании том (частицы мощей. — Авт.): святого апостола Филиппа, святого Иоанна Златоустого, святого мученика Евстратия Печерского, святого мученика Никона Печерского, святого Илариона Печерского, святого Моисея Печерского, святого Мардария Печерского.
В лето от создания мира 7198, от Рождества Христова 1690, месяца июня дня 7».
«Фасады, особенно западный, украшены великолепными щитами, полуколоннами, увенчанными капителями, прелестными оконными наличниками. Чарующе красив главный вход с фронтоном, оканчивающимся пятью маленькими главками, весь в лепных прихотливых узорах… Много украшений, богатства и пышности, но во всем чувствуется большой художественный вкус… Трудно представить себе что-нибудь более величественное, своеобразное и красивое, чем этот громадный темноватый храм, где все колонны украшены золочеными орнаментами; на иконах прелестные, в капризных завитках тоже золоченые киоты. Иконостас — огромная ажурная стена, вся сотканная из тончайших узоров — листьев, цветов, виноградных гроздей, словно кто-то развесил между алтарем и церковью громадный кусок золотого кружева. Такие же иконостасы в боковых приделах и на хорах. Свет в соборе падает только сверху, из купола, придавая еще большую красоту золотому кружеву иконостаса и киотов, таинственную и мерцающую», — писала очевидец всей этой роскоши Зинаида Шамурина.
Переданный в 1831 году Военному ведомству, поскольку эта усадьба отошла к территории Новой Печерской крепости, величественный собор, который официально стали именовать Никольский Военный собор, а в народе прозвали Большой Николай, в отличие от Малого Николая, о котором я расскажу чуть погодя, был десятилетиями символом военной славы Отечества. Здесь служили молебны в память о православных воинах, погибших «за Царя и Отечество», а в дни военных побед сюда приходили поставить свечу за упокой души павшего воина безутешные мать, вдова, сестра или дочь…
Никольский Военный собор как выдающееся произведение украинского барокко, да еще и выстроенный «зрадныком» Мазепой, конечно же, должен был пасть от рук большевиков-интернационалистов. И он был уничтожен. Немым укором свято место остается незастроенным и по сей день. Думается, что храм следует восстановить, тем самым хотя бы отчасти искупить вину за допущенное предками святотатство. Впрочем, говорят, что «сын за отца не отвечает». Вместе с Большим Николаем погибла и его величественная трехъярусная колокольня (сооруженная в 1750 году на средства епископа Смоленского Гедеона) и, несколько десятилетий спустя, — Трапезная церковь бывшего Пустынно-Никольского монастыря. Историк Кирилл Третьяк с грустью констатирует, что «второй раз собор стал „военным“ 28 сентября 1931 года, когда постановлением президиума Киевского городского совета его закрыли и передали в распоряжение Военотдела». В 1934 году храм вначале обезглавили, а затем попросту, как тогда говорили, разобрали «на кирпич» для строительства школы. Объемное сооружение поначалу было решено перестроить под клуб работников завода «Арсенал», однако вскоре передумали.
В 1941 году, в канун Великой Отечественной, войны архитекторы Иванов, Вероцкий, Шулькевич создали проект огромного здания Дворца культуры завода «Арсенал».
Реализации проекта помешала Великая Отечественная война. Поскольку доминанты этой довольно пустынной местности явно недоставало, архитекторы семидесятых годов возвели на месте величественной колокольни здание гостиницы «Салют». На территории же усадьбы Никольского Военного собора к середине шестидесятых годов прошлого века возник комплекс Республиканского дворца пионеров и школьников имени Николая Островского. Тогда же была разрушена Трапезная церковь, а точнее, то, что от нее оставалось.
С Пустынно-Николаевским монастырем связано еще несколько оригинальных строений, павших от рук воинствующих безбожников. Среди них — комплекс строений Малого Николая.
Еще в 1713 году на средства Киевского губернатора Дмитрия Ивановича Голицына, завершилось строительство каменной церкви, прозванной в народе Слупской или Столбовой от оригинальной формы вырастающего вверх купола. Впрочем, нам известно, что многими веками ранее в местности, где воздвигли храм, стоял каменный столб (слуп), на котором была помещена икона Николая Чудотворца — покровителя всех странников, а значит, не в последнюю очередь и богомольцев, которые десятками, а то и сотнями тысяч ежегодно приходили в Киев на поклонение его святыням. Маршрут их от Лавры к Софии и другим храмам Старого Киева непременно проходил по Никольской улице.
По завершении строительства этой «слупообразной» церкви мазепинский храм стали именовать Большим Николаем, а голицынский — Малым Николаем. Сюда с 1831 года из Никольского Военного собора был переведен монашеский штат. Сложившийся ансамбль Пустынно-Николаевского монастыря обнесли высокой каменной оградой. На его территории разбили сады и огороды, устроили красивые клумбы. Летом на его гостеприимном подворье под открытым небом ночевали сотни богомольцев…
Ради сооружения огромного и помпезного здания для служащих и работников Киевского Особого Военного округа, возведенного по проекту сталинского архитектора Иосифа Каракиса, власти бесцеремонно уничтожили величественный монастырский комплекс, часть истории нашего многострадального города. По мнению историка Кирилла Третьяка, «сооружение И. Каракиса не является таким уж уродливым, как считают некоторые исследователи и искусствоведы (проектно решено в виде очертаний огромного самолета, чтобы хорошо просматривалось с воздуха, подчеркивая оборонную мощь Страны Советов. — Авт.). Сооружение удачно вписывается в перспективу улицы, является примером монументальной архитектуры, которой так недоставало Киеву в начале ХХ века. Но всегда мы будем относиться к этому сооружению предосудительно, поскольку его возвели на фундаменте нашей святыни и памятника культуры». Оно и понятно! Только за 1920-1930-е и 1960-е годы в одном только Киеве было уничтожено более 150 (!) объектов Православной Церкви. Вечная им память!
нині - Івана Мазепи
А вот мне интересно автор истерик или историк ?