Будущий юбилей в большей мере касается Львова – в этот город 4 ноября 1861 года прибыл первый поезд из Вены. В Киев железная дорога пришла спустя 9 лет, в 1870-м – и послужила сильнейшим толчком к развитию города, сделав его крупнейшим деловым и культурным центром региона. К этому 140-летнему юбилею в прошлом году Юго-Западная железная дорога представила исторический поезд – паровоз и вагоны царских времен. А к юбилею общеукраинскому в конце года ожидается открытие железнодорожного музея на Южном вокзале Киева. Работы по его устройству можно наблюдать из соединяющего оба Киевских вокзала конкорса над платформами. Уже установлены механические семафоры, водопроводный кран для заправки паровозов, готовы 15, 16, 17 пути, куда на вечную стоянку прибудут паровозы и вагоны. Однако едва ли не единственную сохранившуюся крупную станцию дореволюционной постройки – «Киев-Товарный» – торжества, похоже, обойдут стороной. А зря.

Грузовой вокзал царских времен

Первая железнодорожная станция в Киеве совмещала в себе и пассажирские, и товарные функции, грузовые пути располагались примерно на месте нынешнего пригородного вокзала. Но развитие киевской промышленности в конце XIX – начале ХХ века шло такими темпами, что станция стала тесной и требовала реконструкции, особенно после открытия в 1902 году новых линий на Ковель и Полтаву. И в том же году началось строительство отдельной товарной станции восточнее главного вокзала, которое завершилось в 1907 году.


Проект фасада здания товарной конторы – образец дореволюционного модерна


Размещение складов «елочкой» позволяло загружать и отправлятьбольше 20 вагонов по отдельности «не задерживая» локомотив

Главная магистраль «железки» в Киеве проложена в долине Лыбеди – это был едва ли не единственный способ протиснуться между многочисленными холмами. Летописную реку и в этот раз «подвинули» – заключили в каменные берега, а на бывших заливных лугах проложили более 20 путей для товарных поездов.Архитектурным украшением комплекса стала товарная контора – шикарное здание в стиле модерн, расположенное на нынешней улице Федорова (сейчас в нем размещены управления «Укрзалізниці»). Станция была оснащена по последнему слову техники: собственные системы освещения, отопления, водопровода, канализации, телефонная станция. А приемка, складирование и отправка грузов осуществлялись через комплекс пакгаузов весьма интересной конструкции, сохранившихся до наших дней.

Столетняя «елочка», или ноу-хау наших предков

Сейчас эти дореволюционные строения частично заброшены, частично сданы в аренду мелким частникам. Дело в том, что рельсы были уложены «елочкой» – вагоны грузового состава загоняли в отдельные тупики к складам, которые также стояли под углом. Так можно было загружать каждый вагон в отдельности и отправлять без задержки – вдруг к одному еще не подвезли, например, бочки с пивом, а паровоз ждать не может. Станция имела и трамвайный терминал – вплоть до войны немало грузов перевозили по Киеву грузовые трамваи, например, спирт к ликеро-водочному заводу у Львовской площади. Грузовое трамвайное депо – Совское – располагалось по соседству, на нынешней улице Боженко.

С началом индустриализации заводам удобней было грузить вагоны у себя на территории – и сегодня город опутан подъездными путями подчас к уже давно простаивающим предприятиям. А «елочка» оказалась никому не нужна. В 2007 году появились проекты застройки территории «Киева-Товарного» – речь шла и о 120 тыс. кв. м жилья (у самой магистральной железной дороги?), и о строительстве офисных комплексов. Однако проект был отправлен на доработку – железнодорожники планировали превратить станцию в отстойник пассажирских поездов…


Нынешний вид пакгаузов станции «Киев-Товарный». Заслуживающих внимания образцов промышленной архитектуры в Киеве не так уж и много


Между двумя длинными пакгаузами в старину был большой навес – все погрузочные работы проводились под крышей

…Прогуливаясь вдоль этой удивительной и абсолютно бесполезной ныне «елочки» из дореволюционных пакгаузов, хочется представить, как сейчас по заросшим рельсам сюда вкатится паровоз с парой вагонов, откроются складские двери, и рабочие выкатят только-только выпущенный автомобиль какого-нибудь 1913 года или разобранный аэроплан-этажерку Уточкина. Увы, музей на Южном вокзале вряд ли вместит все достойные экземпляры локомотивов и вагонов, которые ржавеют на базах запаса – так железнодорожники называют «кладбища» техники. Да и на этой старинной станции они бы смотрелись куда уместней, чем у современного Южного терминала. 

«Газета…»: Даешь Центральный киевский технический музей!

А почему бы в старинных пакгаузах «Киева-Товарного» не собрать разбросанные по городу и ютящиеся в тесноте технические музеи? Ведь им зачастую нужны большие площади. Например, музей городского транспорта – увы, после смерти его основателя Лидии Ливинской старинные трамваи и троллейбусы в лучшем случае так и остались ржаветь на задворках депо, и мало кому есть к ним дело. А некоторые уникальные раритеты и вовсе сданы в утиль: месяц назад утрачен последний троллейбус «Киев-6», построенный в нашем городе.