Тем не менее, спустя шесть лет та же проблема была поставлена вновь – и на сей раз более успешно. Начала складываться будущая экспозиция. На первых порах коллекции будущего музея приютила у себя городская дума. Но музею требовалось специальное здание. Естественно, инициаторы (люди практичные, умеющие считать деньги) сразу же задались вопросом о финансовых источниках его строительства. Осмелились обратиться к молодому, только вступившему на престол императору Николаю Александровичу. И тот широким жестом выделил на благородное культурное начинание круглую сумму: сто тысяч рублей.
После такого шага государя местным богачам неудобно было отставать. Крупные киевские предприниматели и меценаты – Терещенко, Бродские, Симиренко и другие – выразили желание материально поддержать будущий музей. С 1897 года в городе начало действовать Общество древностей и искусств, собиравшее средства и экспонаты «как в интересах науки, так и в видах развития эстетического вкуса и художественного образования». «Первую скрипку» в объединении киевских меценатов играл известный коллекционер Богдан Ханенко – зять сахарного магната Николы Терещенко.
«Прыжок выше головы»… через 60 лет
Совместными усилиями киевляне собрали на музей по меньшей мере еще столько же денег, сколько дал царь. Имея двести тысяч рублей, по тем временам уже можно было приступать к строительству. С земельным участком проблем не было: его бесплатно предоставил город в самом центре, на улице Александровской (теперь Грушевского), с видом на Царскую (нынешнюю Европейскую) площадь. Рассмотрев несколько вариантов, инициаторы остановились на предложении московского зодчего Петра Бойцова, придавшего будущему музею черты античного храма. В дальнейшем замысел Бойцова развил знаменитый киевлянин Владислав Городецкий.
Надо признать, что проект Бойцова и Городецкого оказался даже слишком эффектным как для суммы, имевшейся у Общества. Во всяком случае, двухсот тысяч на его реализацию не хватало. Среди заказчиков начались споры: упрощать облик музея или пытаться «прыгнуть выше головы». После долгих дебатов решили все же реализовать внушительный замысел, а для того, чтобы уложиться в смету, строительство разделили на две очереди. Сперва оформили только два фасада – со стороны Царской площади и Александровской улицы. Главный фасад украсили мощным античным портиком, перед ним скульптор Элио Саля установил двух романтических львов из бетона. А замкнуть здание до полного объема решили как-нибудь потом, с накоплением новых средств. Это «как-нибудь потом» настало… лишь в 1960-х годах. Но зато в конце концов Киев получил полноценное музейное здание, ставшее истинным украшением нашей столицы.
Еще в августе 1899 года, по случаю проведения в Киеве всероссийского археологического съезда, в пяти залах недостроенного музея развернулась выставка древностей. А торжественное освящение нового очага культуры состоялось только в 1904-м. Ему присвоили наименование «Киевский художественно-промышленный и научный музей императора Николая Александровича».
С миру по нитке – городу музей
Для пополнения тогдашнего киевского музея не предусматривалась государственная закупка. Основное его содержание составили добровольные пожертвования. Семейство Терещенко, Богдан Ханенко, Семен Могилевцев и другие замечательные меценаты не желали уступать друг другу в приобретении для музея разнообразных раритетов. Они же оплатили передачу сюда уникальных материалов, собранных крупнейшим киевским археологом Викентием Хвойкой. Его назначили «консерватором» (хранителем) музея. Велика была роль в комплектовании также другого специалиста – заведующего музеем, этнографа и искусствоведа Николая Беляшевского. Музейщики с благодарностью принимали не только дорогостоящие подарки, но и скромные поступления от обычных киевлян, сочувствующих делу. Благодаря всему этому в залах киевского музея экспонировались превосходные коллекции. Очень интересен был, в частности, отдел, посвященный киевской старине. Он состоял из планов, чертежей и видов старого Киева, местных гравюр, городских реликвий, портретов киевских воевод и т.п.
Несмотря на революции и войны, большинство музейных ценностей сохранилось до наших дней. Более того, они приумножились настолько, что не может быть и речи о размещении их в одном здании. Старинный корпус со львами теперь целиком отведен под национальные художественные шедевры.
Но сравнение дня нынешнего и дня минувшего не во всем дает преимущество современности. Меценаты не спешат пополнять экспонатами государственные музеи. Здание на Грушевского, 6 требует основательного ремонта. А строительство новых музейных помещений идет с большим скрипом. Город и держава теперь уже не дают, а скорее отбирают то, что имелось, – как это случилось не так давно со зданием Музея истории Киева на улице Пилипа Орлика… А будущее экспозиционное помещение на Институтской, которое власти попеременно сулят то Художественному музею, то Музею истории Киева, явно оправдало поговорку «Обещанного три года ждут»…
Всяческие паноптикумы, собрания восковых фигур и прочие «ширпотребные» музеи для Киева – вовсе не порождение нынешнего дня. Лет сто назад их тоже хватало: владельцы-коммерсанты привозили экспонаты, размещали в нанятых помещениях (обычно на Крещатике), зарабатывали деньгу и потом увозили. Но встречались в нашем городе и стационарные музейные собрания.
Церковно-археологический музей
С 1877 года размещался в старом корпусе Киево-Могилянской академии. Здесь выставлялись церковные древности, найденные в районе Киева или привезенные из других краев. По воскресеньям с 12 до 14 часов любой мог, заплатив 20коп., осмотреть музейное собрание; учащихся пускали бесплатно. Впоследствии музейное собрание было отчасти рассеяно, отчасти утрачено.
Панорама «Голгофа»
Действовала с 1902 года как коммерческое заведение. Изображала сцену распятия Спасителя на фоне древнего Иерусалима. Находилась в специальном павильоне на Владимирской горке, который был разрушен в 1934году.
Военно-исторический музей
Был открыт в 1910 году в помещениях, отведенных в тылу здания Городского музея. Весной 1918-го ему предоставили флигель Мариинского дворца. Но уже летом того же года военное министерство Украинской державы, занявшее дворец, выбросило экспонаты – старинные кольчуги и латы, оружие, знамена – прямо на улицу…
Педагогический музей
Открылся в 1912 году в красивом здании на Владимирской. Коллекции по всем областям знаний были предназначены, в первую очередь, для учащихся. В советское время здесь много лет был музей Ленина. Теперь – Дом учителя. Имеется и музей педагогики, но довольно скромный, по сравнению с изначальным собранием.
"Федот да не тот". В музее на Московской, 40б курс взят на представление диаспоры. Вот только один из анонсов: "До 5 мая в молодом, но очень симпатичном киевском Музее культурного наследия, в рамках программы "Мир глазами украинцев", демонстрируется выставка работ австралийских художников украинского происхождения. Живописные и графически сны о старой и новой родине не оставят равнодушными зрителей своим украинским лиризмом и австралийской экзотичностью.Адрес: ул. Московская, 40-б"
Я же говорю о материалах личных архивов киевлян нынешних, так стремительно уходящих! Не дать погибнуть, либо быть растащенным по отдельным "колекциям" нынешних "", выстраивающих свою "дворянскую" родословную с помощью услужливых продажных "историков" и купленных "семейных альбомов" с чужими фотографиями.
А сейчас, когда Город переживает такие глбальные перемены, утрату стольких коренных жителей, в Киеве крайне необходим Киевский архив-музей личной истории (или личных собраний - как в М.), способный сберечь для потомков те крупицы ценнейшей информации (и артефактов)об истории города и его жителей, которая хранится в частных архивах. Фондодержатели не желают про/пере-давать ее для коммерческого использования, но с радостью передали бы в архив-музей.
дык что-то в этом роде в Киеве есть (на Московской, 40)
вопрос только: насколько активно его сотрудники ищут этих самых фондодержателей?
Автор чомусь не назвав дійсно перший київський і один з перших українських музеїв - музей Університету св. Володимира, заснований одночасно з цим закладом. Я колись був почав писати про нього статтю і так і не дописав. Жалкую досі...
Відверто кажучи, "заникав" цю тему свідомо :))
По-перше, різноманітні музеї, кабінети та зібрання університету мали відчутний відомчий характер – як, згідно із офіційною "бомагою", "служащие пособиями для учащихся в сем университете". Тоді як статтю присвячено насамперед громадській ініціативі киян у цій справі.
По-друге, згадка про музеї університету тягла за собою згадку про створений Довнар-Запольським музей при Комерційному інституті, про відповідні заходи у КПІ тощо. Цього просто не дозволяв вельми обмежений обсяг газетної статті (яку і без того довелося дещо порізати).
Нарешті, по-третє, не хотілося "класти весь сир до одного вареника" :)) Тема музеїв при навчальних закладах – як дореволюційних, так і радянських, як вищих, так і середніх – сама собою є доволі цікавою, і я плекаю на майбутнє певні плани щодо неї.
Водночас дякую за зауваження і зацікавлено бажаю Вам якнайскоріше завершити свою недописану статтю.
Розумію Ваші аргументи. Я ж написав свій комент лише тому, що університетський музей був першим публічним неприватним музеєм у Києві і саме тому, певною мірою, може вважатися "старійшиною" київської музеної історії. Але не сумніваюся, що Ви все це чудово знаєте і розвинете цю тему. А мені б зі своїми гробами розібратися...
😉