Центральным сооружением и святыней Печерского монастыря был величественный Успенский собор. Заложено это сооружение, по свидетельству той же летописи, в 1073 году: «Того же лета основанная бысть церковь Печерска Святославом князем, сыном Ярославлем, игуменом Феодосием, епископом Михаилом…»
Следующее летописное упоминание об этом строительстве относится уже к 1076 году. Некоторые исследователи считают, что строительство собора временно прекратилось. В конце концов, собор освятили, об этом свидетельствует все та же летопись. Нововыстроенный прекрасный и величественный храм объединил все сооружения монастыря, возвысившись над ними.
Основным материалом, из которого возводились значительные здания — дворцы и соборы, был кирпич, или, как его еще называли тогда, «плинфа». Древнейшая плинфа датируется Х столетием, она почти квадратная и плоская со сторонами 38—40 сантиметров и толщиной 2,5—3 сантиметра.
Изготовление кирпича было для тех времен довольно сложным процессом, который состоял из заготовки вяжущей глины, формирования ее в специальных деревянных рамках и обжига в печах. Сушили плинфу на открытом воздухе, о чем свидетельствуют многочисленные следы лап домашних животных, а то и отпечатки детских ног. Кирпич изготовлялся не обязательно прямоугольным — такой применялся преимущественно для кладки стен. А для других потребностей изготовляли большой ассортимент разнообразных по форме и размерам лекальных плинф.
Изучая старинный кирпич, можно с довольно значительной точностью определить возраст того или другого сооружения. Так, например, кирпичины из киевских зданий второй половины XI столетия существенным образом отличаются от строительного материала X или XIII столетия. Кирпичи XI столетия толще плинфы Х века, которые были почти квадратными (31 х 31 см) и имели скошенные края. В XI и в начале XII столетия кирпич утратил такую квадратность, его размеры становятся почти стандартными и составляют 35 х 28 см, а толщина увеличилась с 2,5 см до 4 см. В XIII веке плинфа стала меньше размером, плохо выжжена и во влажной среде раскисает и крошится.
К сожалению, до разрушения в 1941 году Успенский собор Печерской лавры не подвергался специальным архитектурно-археологическим исследованиям. Первое детальное изучение состоялось в 1952 году, когда от храма уже давно остались одни руины. Во время этого исследования ученые нашли довольно большое количество старинных кирпичей — с надписями, знаками и даже рисунками на поверхности.
Эти знаки — своеобразные «автографы», оставленные старинными ремесленниками и строителями храма, разделяются на два типа: знаки, нанесенные по невыжженной глине пальцем, и знаки, нанесенные острым инструментом — деревянным писалом. Очень часто на плинфе из руин Успенского собора встречаются буквы кириллицы и глаголицы.
До сих пор еще не выяснен вопрос: это знаки мастеров, которые сдавали свою продукцию партиями, или знаки заказчиков. Если верным является последнее предположение, то «автографы» того или другого заказчика должны преобладать на кирпичах того строения, которое возводилось по его желанию. То есть, скажем, на плинфе Десятинной церкви, сооруженной по велению князя Владимира, должен встречаться преимущественно его родовой знак — трезубец. Но, как это ни удивительно, на большинстве плинф Десятиной церкви — буквы греческого алфавита, даже целые надписи на греческом языке. Вероятно, это не что иное, как «личные клейма» мастеров-византийцев, приглашенных князем для сооружения церкви.
В XIII веке ремесленники-«плинфоробы» наносили на кирпич знаки уже не вручную, а вырезали их на формовочных рамках. Во время формовки кирпичей знак наносился как бы автоматически. Что касается плинфы Успенского собора, то клейма на ней тождественны клеймам на донцах гончарной посуды того же времени. Из этого явствует, что мастера-гончары также занимались изготовлением плинфы, в особенности во время возведения больших каменных сооружений.
Еще одна деталь: некоторые знаки на плинфе Успенского собора Киево-Печерского монастыря аналогичные знакам на кирпичинах монументальных сооружений Чернигова, Смоленска, Новгород-Северского XI—XII веков. Это важное свидетельство тесных связей между ремесленниками различных городов Украины—Руси, которые не прерывались во времена феодальной раздробленности и княжеских междоусобиц.
Особого внимания заслуживает факт, что на плинфе Успенского собора Киево-Печерской лавры совсем нет греческих букв и надписей. Это свидетельствует о том, что весь кирпич для строительства храма изготовили древнерусские мастера.
Интересно, а ведь на первый взгляд - банальный кирпич.