Таким он сохранился с XVIII века. Историк Леонид Шилов отреставрировал эту хатку и превратил ее в Музей древностей и этнографии Полесья. Для гостей столицы это почти обязательный пункт посещения. Назвал Леонид Григорьевич свой музей в честь деда — «Хата Савки». А спустя какое-то время и сам стал представляться: «Пан Савка». Пришло время и «Газете…» навестить это место.
— Как вы решили превратить никому не нужную развалюху в посещаемый музей?
— Замысел возник лет 20 назад. Я сам родом из полесской глубинки, и мне всегда хотелось показать своим детям красоту украинского села. Но от Киева это неблизко — не наездишься. Как-то меня навестили давние знакомые из Кореи. Мы отправились в Новые Петровцы к моим родственникам. Зайдя в дом, гости глянули вокруг и сказали: «Ничего особенного. Такие же обои, светильники, ванна, туалет, телевизор – все как в Киеве». Но неподалеку корейцы заметили старенький, заброшенный домик. Подбежали к нему, принялись фотографироваться на его фоне, заглядывать в окна: «Вот это интересно, это класс! Посмотреть бы такое село вживую!» И повез я их на свою родину…
— А как же от идеи вы перешли к действиям?
— Приобрел ту самую запущенную хатку в Новых Петровцах. Войдя внутрь впервые, был поражен обилием старинных вещей, сохранившихся после хозяйки. А буквально через пару дней ко мне зашел режиссер Денисенко, который как раз подыскивал подобные интересные места для съемок «Троянского спаса». Ему приглянулся этот убогий домик, он попросил ничего не ремонтировать и не обновлять. Так хатка снялась в кино. Затем ко мне приехали гости из Австралии. Их тоже впечатлило мое приобретение: «Мы будем в восторге, если ты доведешь его до ума!» Все это и вдохновило меня на работу.
— Не знаю, как раньше, а теперь ваш домик выглядит очень симпатично…
— Все, висящее на стене – колесо, хомут, коромысло, горшочек – не бездумная стилизация. Все предметы, украшающие дом – иллюстрации основных технических переворотов в истории человечества. Вот во дворе две кузни, три старинных улья, которые называются «борти» — это не современные ульи. В природе пчелы селятся в дуплах живых деревьев, и раньше такое дупло вырезали вместе с пчелиной семьей из растущего дерева, чтобы перевезти их на подворье. А вот, скажем, древний полесский самогонный аппарат (оригинальное сооружение, схожее на несколько соединенных между собой деревянных ведерок – авт.) отличается от своих собратьев из других областей Украины немалыми размерами. Просто на Полесье не растет сахарная свекла, и потому спирт гнали из проращенной ржи. А это уже совсем другая технология.
— Неужели самостоятельно управляетесь со всем этим хозяйством?
— Вначале моя семья отнеслась к этому довольно осторожно: «Выйдет ли? Будет ли кому интересно?» А когда стало наведываться все больше людей — сомнения отпали, и мы занялись проектом серьезно. Жена составляла меню для гостей, ее мама вспомнила немало традиционных рецептов. А я стал собирать экспонаты, ездить в экспедиции, общаться с пожилыми людьми, просиживать вечера в библиотеках. Понемногу мы становились известнее. Местная власть переживала, что иностранцы увидят наши разбитые дороги, запущенные дворы. «К вам, мол, они ездят, платят деньги, – говорили мне в сельсовете, – а какой нам с этого прок?». Но отношение изменилось, когда к нам зачастили очень серьезные, уважаемые люди из посольств, дипломатических представительств, Верховной Рады. Сейчас местная власть нас поддерживает. И потом, скажите — в каждом ли селе есть два Музея?
— Вы упомянули о меню. У вас и перекусить можно?
— Щедрое угощение из традиционных блюд – обязательная часть экскурсии. Нас посещают гости со всего мира, от Буэнос-Айреса до Индии, Кореи, Японии… И всем мы подаем почти одинаковый набор блюд. Корейцы, например, разламывают вареники, передают друг другу, нюхают, пробуют творог — и лишь потом, посовещавшись, приходят к заключению, что это можно есть. Они думают, что тыквенная каша – это каша из банана, и потому мы, кроме всего прочего, демонстрируем им тыкву. У французов нет понятия «первые блюда», потому наш борщ они едят вилкой. А вот посол Великобритании решил было, что перед ним суп-харчо с майонезом, и даже пробовать не хотел. Но потом все же решился, и ему так понравилось, что он даже выучил слова «борщ» и «сметана».
— Вы говорите с таким воодушевлением…
— Для меня главное – показать, что наши культурные корни достойны большего уважения. Вот недавно у нас побывали москвичи. Через два часа экскурсии они уверяли, что узнали об Украине больше, чем за 15 лет после перестройки: «А мы и не догадывались, что у вас настолько богатая история, традиции!» Их, например, поразила встреча хлебом-солью, как они говорят, «по-президентски», а для наших краев — это ведь обычное гостеприимство. Посол Бельгии попал к нам как раз на проводы зимы. Наши деды-предеды верили, что изгоняют болезни, бедность и всякий негатив, восклицая «Зима, геть!» и ударяя палкой в забор. Посол увлекся и тоже лупил кочергой по тыну, крича: «Эть! Эть!»
– Какие у вас и вашей хаты планы на будущее?
— В австралийском справочнике для посещающих Центральную и Восточную Европу указаны Киево-Печерская Лавра, Софиевский Собор, Хата Савки – и… все. Мы же хотим идти дальше и создать подобные очаги культуры по всей Украине. Долго воевали с бизнесменами за обещанную нам сельсоветом землю. Мы уже давно хотим расшириться, создав «хутор Савки». Но кто-то, я слышал, мечтал построить здесь казино. Однажды мы даже стали жертвами наветов. Приехал журналист криминальной телепередачи, прочитав в интернете, будто в хате Савки имеются сауны, куда съезжаются на работу киевские проститутки. Разное говорят… Но уже в этом месяце, 24 ноября, в день Саввы, мы приглашаем чиновников, депутатов и всех желающих на закладку первого камня нашего хутора. Сам символический камень, весом в полтонны, будет освящен священником. С помощью спутника нам определят точные географические координаты его местонахождения. Позже мы укажем расстояние от него до больших украинских городов и тех мест, откуда будут приезжать гости. На Полесье верили, что камни не просто лежат, а растут. Возле нашего камня зароем капсулу, хранящую информацию о том, когда он положен и каковы его размеры. Чтобы через сто лет можно было сказать, подрос он или нет.
Планирую, что на хуторе появится возможность проводить календарно-обрядовые праздники круглый год. Олег Скрипка вот проводит фестиваль «Країна Мрій» в течение всего трех дней. И до следующего ждать год. А если я хочу сегодня?
Добавить комментарий