Судьбу Музея истории предопределило грустное соседство с Верховным судом Украины — органом правосудия, стоящим, согласно законодательству, на страже законных интересов каждого гражданина нашей державы. Концентрация желудочного сока, выработанного в утробах вершителей правосудия, за десять лет противостояния музея и юристов, возжелавших овладеть зданием и позарившихся на один из двух киевских дворцов, достигла критической массы 11 сентября 2003 года. Аппетит в тот день стал таким диким, что Кабмин, безусловно, под давлением его главы, гаранта Конституции и некоторых силовиков издал распоряжение № 506-р «Про розміщення Верховного суду України». Распоряжением предписывалось вселить Верховный суд в здание Кловского дворца, а всю коллекцию Музея истории Киева переместить во Дворец искусств «Украинский дом». Это распоряжение вызвало возмущение общественности, под натиском которого высший орган законодательной власти уже неделю спустя принял постановление №1201-IV «Про необхідність збереження цілісного унікального історико-архітектурного та музейного комплексу Кловський палац (пам’ятка архітектури XVIII ст.) — Музей історії м. Києва», в котором рекомендовал Кабмину пересмотреть свое распоряжение, поскольку таковое противоречит как минимум трем законам Украины: «О музеях и музейном деле», «Об охране культурного наследия», «О собственности»… Но чуда не произошло. Самодовольные работники правосудия, воспользовавшись отсутствием реакции со стороны Кабмина, буквально вытеснили научных сотрудников из здания, а затем потребовали в кратчайшие сроки демонтировать экспозицию, упаковать в ящики и мешки уникальную коллекцию и фонды — 250 тысяч экспонатов, погрузить на грузовики и перевезти на Крещатик. В мае 2004 года, накануне очередного Дня Киева, в осиротевшее здание дворца пришли строители. Сейчас дворец активно ремонтируется, очевидно, с нарушением строительных норм. Поговаривают, что коробка здания дала трещины. Его приходится укреплять многометровыми сваями. Крыши нет, ее разобрали. Впрочем, судя по тому, что здание не возвращают законному собственнику — городу, «крыша» осталась. Вот уже год в крохотных служебных помещениях четвертого этажа «Украинского дома», обреченные на медленную смерть, немым укором властям, допустившим эти репрессии, пылятся экспонаты с инвентарными номерами (словно бирки на ногах убиенных). По-моему, это как в оккупацию, когда культура была спрятана от неприятеля очень и очень глубоко. Трудно рассказать хромому об искусстве Герберта фон Караяна, если сразу же напомнить ему, что он хромой… Примерно так выразился Михаил Жванецкий. Трудно чиновникам осознать в силу исторического нигилизма, отсутствия гуманитарного образования и элементарного воспитания, что гибель исторического наследия означает нацию без будущего, ибо не бывает такового без прошлого. Больно и обидно…
Ну и что же произошло, спросит нетерпеливый читатель? Музей де-юре существует. Более того, на выделенной половинке третьего этажа можно разместить малую толику экспозиции. Правда, на другой половинке требуется разместить ни много ни мало… Музей Ленина со всеми его шалашами и макетами домиков, где проходили съезды РСДРП, броневиками и пулеметами типа «Максимъ». Как и прежде, во Дворце искусств «Украинский дом» (какая прелесть уже в самом названии, если учесть его нынешнюю деятельность!) сохраняется традиция проведения выставок-ярмарок по продаже белья, косметики, зубных щеток, подгузников и гигиенических прокладок (на первом и втором этажах)… Чтобы выставить хотя бы десять процентов бесценных экспонатов, Музею истории Киева нужно все здание. Но кто же отдаст скромному учреждению культуры (пусть и с мировым именем) такой золотой прииск?! Поэтому вот уже год в древнейшем европейском городе, два объекта которого входят в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО, нет собственного музея исторического и духовного наследия. За последний год по понятным причинам поредели и ряды научных сотрудников музея. Вот уже год киевляне и гости лишены возможности прикоснуться к неповторимой киевской старине. Город строит новоделы, передает в многолетнюю аренду частникам заповедные зоны, открывает все новые и новые торговые центры, возводит цирки, уничтожает старейший в Европе трамвай, рубит гектарами зеленые насаждения и т. п. Общественность бьет в набат, но власть остается глухой и к тому же немой, ибо никак не реагирует на озабоченность горожан. Случай с Музеем истории Киева — вопиющий. Об этом говорилось на недавней пресс-конференции, состоявшейся с участием ученых, историков, неравнодушных киевлян в «Кобзарській світлиці», что на третьем этаже здания. Приглашенный на нее господин Быструшкин, который пока еще возглавляет Управление культуры столицы, на пресс-конференцию не пришел. Директор музея Тамара Хоменко предположила, что он был занят более важными делами. За аренду зала музей заплатил «Украинскому дому», где на первом этаже торговали лубочными картинками, лифчиками и трусами… Словом, «Украинский дом» жил своей обыденной жизнью. На дворе стоял март 2005 года, в соседнем с музеем подземном переходе — «трубе» — торговали оранжевой символикой. Доносилась до боли знакомая мелодия «Нас багато і нас не подолати». Видимо, нас на самом деле очень и очень мало…
Замість Музею історії Києва у двох старовинних водонапірних баштах відкрито сміхотворний Водно-інформаційний центр. Треба розуміти, що вода означає обіцянки влади покращити життя народу. А головний експонат - гігантський унітаз,- саме й уособлює це наше життя. Нвже справді місце нам лише під обідком сидіння?
На жаль, у нашому, здавалось би, культурному місті нема достойного музею науки і техніки! Той, що у КПІ - мало кому відомий і цікавий. Правда, щонеділі на Республіканській станції технічної творчості (Кловській узвіз 8) з 10 до 13 годин проводиться самодіяльний ярмарок історико-технічного моделювання - академіки просто спочивають! А як би чудово було заповнити пам'ятками народних розуму і праці хочаб один з павільйонів колишньої ВиПерДос - нині РЦВЯ, які, власне, для таких експозицій і були колись створені!
(І не зайвою була б у тому музеї згадка, що Михайло Ломоносов, основоположник російської науки, вчився у Києво-Могилянській академії.)
Принагідно згадується, що у 30-ті роки минулого століття "силовим структурам" також не вистачало приміщень, і під розстрільний НКВС було зайнято Жовтневий палац культури, що височіє над Майданом Незалежності. Але не надто активне культурне життя і у багатьох діючих культурних осередках, як наприклад у Будинку архітектора з розкішною концертною залою довоєнної консерваторії. Тенденція, одначе!
Йде боротьба за Ботанічний сад і найдавнішу Кирилівську церкву, витають правдоподібні чутки щодо подальшого виселення з центру закладів культури та освіти, в тому числі таких славетних як Музичної академії, Будинку архітекторів, ряду видавництв, Військового ліцею імені Івана Богуна. Музей природи взимку затопило давно не ремонтованим опаленням. Те саме колись трапилось при спробі зносу Філармонії.
Боротьба ведеться найбруднішими методами: коли говорить бізнес - музи мовчать. Офіційний "рік культури" в Україні було завершено знищенням книгарні "Мистецтво" на Хрещатику. Можна ще згадати давно ліквідовані крамниці "Поезія" та "Ноти". А що будується на заміну, з порушенням норм і здорового глузду?!
Багато років стоїть пусткою старовинний будинок по вулиці Богдана Хмельницького 10, де містився Інститут педагогіки. Комерційні бутіки, що виселили з тутешнього першого поверху славетні "Технічну книгу" та зоомагазин, не квапляться його відбудовувати.
У цьому інституті чверть століття працював мій батько, історик. А перед Другою світовою війною там була школа, яку закінчила моя люба вчителька. Іх клас, одразу після випуску, потрапив у бої, дівчата працювали на ритті окопів, стали санітарками чи пішли у партизани. Моя вчителька потрапила у полон, була вивезена до концтабору, і закінчила війну бійцем французького руху опору.
Валерий,наберите меня пожалуйста 4921218
Известная паскудная история.
Правда честно говоря музей сам слабоват, но должен иметь место
Угу. Плюс, там еще и место для выставок было. Кстати, сейчас подумалось -
обычная беда "музеев истории города", самое интересное уходит в более
престижные места, ну и у всех у них часто мало разработанная концепция.
На Западе часто так же.