Имя Франца де-Мезера хорошо известно тем, кто интересуется старыми киевскими фотоснимками. Его фотографическое ателье, основанное в конце 1865 года, много лет пользовалось доброй славой.
Франц де-Мезер
Франц Казимирович происходил из шляхетского семейства на Волыни; фамилия его была подправлена на «французский» манер. Он обучался живописи в столичной Академии художников, потом поселился в Киеве и некоторое время занимал должность преподавателя рисования в Институте благородных девиц. Но наибольшую популярность он обрел в «матери городов русских» как фотограф, мастер качественных снимков. Ателье де-Мезера выполняло многочисленные фотопортреты различных форматов: маленькие «визитные», несколько побольше «кабинетные» и совсем большие настенные – вплоть до «портретов-монстр» 80 на 120 см.
Самый симпатичный фотопортрет работы де-Мезера из моей коллекции
Среди произведений мастера были и прекрасные виды старого Киева, сведенные в большие альбомы.
Один из фотоснимков де-Мезера 1870-х годов – Крещатик в сторону Бессарабки. Здесь тоже виден дом фотографа, заметно выделяющийся на фоне соседних зданий
Фотографическое дело, которым занимался в Киеве де-Мезер, могло приносить неплохие прибыли, но в этом бизнесе создалась изрядная конкуренция. Чтобы оттеснить соперников и полвека оставаться среди лидеров, нужны были, помимо художественного и технического мастерства, еще и рекламные ухищрения.
Варианты виньеток на обороте фотоснимков Ф. де-Мезера
Любой фотоснимок в то время служил маленькой рекламой, потому что мастера обычно наклеивали его на картонку, оборотную сторону которой занимала виньетка со сведениями о фирме. Здесь приводили дату основания фотоателье, изображения медалей с разных выставок и т. п. У де-Мезера не было недостатка в подобных регалиях. Он мог козырнуть и царскими благодарностями, и официальным статусом фотографа Университета Св.Владимира в Киеве, а со временем обзавелся званием «фотографа двора Ее Величества королевы эллинов». Оно было пожаловано ему за успешное выполнение заказов жены греческого короля Георга – напомним, что «королева эллинов» Ольга происходила из Романовых и была племянницей русского царя Александра II.
В 1895 году пресса сообщила о праздновании 30-летнего юбилея фирмы де-Мезера, подчеркнув, что он остался «последним из могикан» – единственным практикующим фотографом из тех, кто начинали в Киеве это дело. Но Франц Казимирович не собирался уходить на покой, и в 1915-м почтенный мастер успел еще отметить 50-летие своей фирмы. Скончался он в глубокой старости в 1922 году.
Вернемся, однако, к доходному дому, о котором зашла речь. Располагая некоторым достатком, знаменитый фотограф и его жена Алина Адамовна в 1871 году решили вложить деньги в крупную недвижимость. Они приобрели участок на Крещатике (№ 41 по тогдашней нумерации – теперь место перед правым крылом известной «высотки» с бывшим кинотеатром «Дружба»).
План застройки на 1925 год
В следующем году там началось возведение обширного доходного здания с флигелем в тылу – едва ли не самого крупного в то время доходного комплекса в центре города. Новым для Киева стало весьма пышное оформление главного фасада по мотивам ренессанса и барокко. Известно, что де-Мезеры пригласили строителей-итальянцев: их заказ выполняла фирма Себастьяна Куртоло и Доминико Перинни.
Не забывая о своей профессии фотографа, Франц де-Мезер увековечил ход работ. Снимки, которые он выполнил летом 1872 года, уцелели в архиве. Это, по-видимому, самые старые документальные изображения процесса жилищного строительства в Киеве.
Строительство дома де-Мезера (из собрания городского архива)
Чтобы собрать необходимую сумму, де-Мезеры одолжили 100 тысяч рублей в одном из киевских банков – Обществе взаимного кредита. Истратив все деньги, они рассчитывали на увеличение кредита – ведь дом был уже почти готов. Однако Общество отказалось пойти им навстречу. Его руководителей смущала новизна вопроса. Уже потом, в конце XIX и начале ХХ столетия, банки охотно кредитовали доходное строительство, поставив это дело на поток. А 140 лет назад Общество взаимного кредита, очевидно, просто побоялось давать деньги должнику, и без того взявшему немалую сумму, – а вдруг проект не окупится? В то же время Общество-кредитор не позволяло должнику закладывать недостроенный дом еще у кого-то.
Кончилось это для де-Мезеров плачевно.
В 1873 году они как-то ухитрились закончить строительство. На некоторых фотоснимках той поры Франц Казимирович проставлял адрес ателье: «Крещатик, дом де-Мезера».
Но рассчитаться с долгами так и не удалось. Кредиторы подали к взысканию, и усадьбу в 1874 году выставили на торги, а ее владельцев признали несостоятельными должниками. Хорошо еще, что все документы на дом и участок были оформлены только на Алину де-Мезер. Благодаря этому фотографическое заведение осталось в распоряжении ее мужа – оно лишь перебралось в другой дом на Крещатике.
Бывшее домовладение де-Мезеров купил с торгов Полтавский земельный банк. Позже оно перешло в руки купца Николая Лучинского. Он получал с доходного дома немалые прибыли – как от жильцов, так и благодаря аренде помещений магазинов, занимавших весь первый этаж.
Дом Лучинского (бывший де-Мезера). Фото начала 1890-х гг.
На фотоснимке здания начала 1890-х годов видна целая вереница вывесок. Здесь находились книжный магазин, частная библиотека Слухаевского, часовой магазин и мастерская Робичека, заведения по продаже «американского оружия» и «финляндских полотен».
На одной из вывесок можно прочесть фамилию Фанкони – но это не кофейня (как в Одессе), а обувной магазин.
Было здесь и торговое заведение самого домовладельца Лучинского – магазин металлических изделий и ламп.
Одним из позднейших владельцев здания был известный киевский бизнесмен и филантроп Михаил Дегтерев. Когда же на исходе 1898 года Дегтерев скончался, его доходный дом наряду с другой недвижимостью был завещан городу – в обеспечение деятельности известной Дегтеревской богадельни, которую выстроили на оставленный тем же меценатом капитал. С тех пор дом на Крещатике оставался городской собственностью.
Бывший дом де-Мезера солидно смотрелся на фото 1880-х годов
Но и на снимке 1910-х, когда на Крещатике вокруг него «подросли» другие дома, № 41 тоже выглядел весьма крупным и роскошным.
Тогда, в начале ХХ века, помещения «бельэтажа» (второго этажа) занимало «депо музыкальных инструментов», продававшее также ноты, граммофоны и пластинки. Это заведение содержал известный чешский коммерсант и общественный деятель Генрих Ииндржишек. Потом настало советское время. Дом, по сути, остался в прежнем владении – ведь он и раньше был городской собственностью. В нем, уже по традиции, размещался магазин музыкальных инструментов, в этом же здании торговали военно-спортивными товарами.
Но взрывы и пожары 1941 года, уничтожившие большинство зданий старого Крещатика, не пощадили и первого «супер-пупер» роскошного здания. Оно превратилось в руины. Правда, его внешние стены, в отличие от большинства соседних зданий, все же устояли.
Фото 1940-х гг.
Если бы ситуация была иной, этот дом, в принципе, можно было бы и восстановить. Однако проект нового Крещатика предусматривал совсем другое.
Согласно раннему варианту, на холме за старым рядом застройки нечетной стороны Крещатика должен был появиться приземистый, перекрытый куполом дом Народных собраний.
Потом запроектировали ансамбль жилых домов, который и был выстроен на этом месте.
Но и в том, и в другом случае место бывшего дома де-Мезера надлежало очистить. Так и было сделано. Остатки здания разобрали, а квартал в 1950-е годы принял знакомый вид.
Фото 1950-х гг.
Сейчас тут, против улицы Богдана Хмельницкого, мы видим один из самых эффектных фрагментов послевоенного Крещатика.
Но и 140 лет назад это место было по-своему привлекательным, поражая киевлян первенцем роскошной доходной застройки.
Добавить комментарий