Спасибо пожару
Центром первых Контрактовых ярмарок стал городской магистрат в центре Подола (не сохранился). К началу позапрошлого века возвели специальное здание для Контрактов — так называемый Старый Контрактовый дом на Покровской улице (впоследствии надстроен; ныне — помещение лицея «Подол»). Однако в результате катастрофического пожара 1811 г., истребившего почти весь Подол, это помещение пришло в негодность.
Нужно было заново планировать и застраивать весь район. Царь Александр I принял к исполнению генеральный план, разработанный шотландцем на русской службе Вильямом (Василием) Гесте. По этому плану Подол надлежало разбить на ровные клеточки-кварталы, а на центральной площади было выделено место для общественного городского центра. В его состав, наряду с новым магистратом и почтовой станцией, Гесте включил здание для Контрактовых ярмарок. Он же подготовил проект всех трех сооружений, выдержанный в классическом стиле.
Идея архитектурного ансамбля на Контрактовой площади была одобрена властями. Заминка осталась лишь за деньгами. Разоренный пожаром город с трудом сводил концы с концами; государственная казна, изнуренная недавними наполеоновскими войнами, тоже не располагала излишками. Однако экономическое значение Контрактовых ярмарок было настолько очевидно, что киевляне «наскребли по сусекам» изрядную по тем временам сумму — 130 тыс. рублей, дабы выстроить хотя бы Контрактовый дом. Он был возведен под руководством городского архитектора Андрея Меленского в 1815–1817 гг.
Горожане надеялись, что со временем правительство поможет субсидиями на осуществление проекта в полном объеме. Но надежды оказались тщетными. Шли десятилетия, а Контрактовый дом по-прежнему оставался единственной реализованной частью ансамбля Гесте.
Несостоявшийся бизнес-центр
Когда в Киеве начала работать биржа, а телеграф и телефон проникли во все уезды, ярмарки утратили свое значение. На Контрактах в начале ХХ в. торговали не столько приезжие, сколько местные купцы, используя старинную традицию для оживления сбыта. Стоимость проданных за ярмарочные дни товаров едва превышала 200 тыс. рублей (для сравнения: по данным на 1900 г. общий торговый оборот Киева составил 106,2 млн рублей).
Большую часть года Контрактовый дом, подведомственный специальной комиссии при Городской думе, использовался как запасное помещение для всевозможных экстренных надобностей. Например, при разливах Днепра тут селились горожане, оставшиеся без крова; во время эпидемий устраивалась больница; в период воинского призыва совершался прием новобранцев; во время выборов в Государственную Думу и местные органы размещались тогдашние избиркомы. В остальное время зал Контрактового дома просто сдавался в аренду за умеренную мзду. Порой его нанимали скороспелые театральные коллективы для своих постановок. Киевлянин Александр Вертинский вспоминал: «Контрактовый зал стал моей «актерской колыбелью», если можно так выразиться… Многие из широко известных ныне актеров обязаны этому дому своей карьерой». И все же, желая оживить интерес к выдыхающейся ярмарке, городские власти всерьез занялись подготовкой к строительству нового огромного Контрактового дома. В 1911 г. прошел представительный конкурс проектов. Его результаты были отражены в столичном журнале «Зодчий». Некоторые варианты получили высокую оценку знатоков, предвосхищая пути развития европейской архитектуры 1920-х гг. Однако киевский городской голова и его окружение не оценили эти изыски. Они просто-напросто отмахнулись от результатов конкурса и передали заказ местным кадрам. Группа из трех городских архитекторов — Михаил Бобрусов, Эдуард Брадтман и Петр Жуков — в 1914 г. сочинила проект неуклюжего провинциального подобия ярмарочного дома в Нижнем Новгороде. Сейчас его назвали бы бизнес-центром. Предполагаемый Контрактовый дом длиной свыше 130 м должен был занять всю северную границу Контрактовой площади. Первый этаж запроектированного 4-этажного строения отводился под магазины, второй — под оптовые склады, а на уровне третьего-четвертого были предусмотрены огромные залы. При надобности их можно было превратить в торговые ряды, в промежутках же между Контрактами они предназначались для спектаклей, концертов, балов, лекций и т. п.
Украинский искусствовед Федор Эрнст отозвался об утвержденном проекте так: «Це будівля, біля якої кожній людині, що хоч трохи кохається в мистецтві, довелося б гукати: рятуйте!» Между тем в июле 1915-го совсем было приступили к возведению грандиозной новостройки (подрядная цена составила 1 016 392 рубля). Новое здание собирались построить за два года: в первый сезон — западную половину, во второй — восточную (со сносом старого Контрактового дома). И лишь случай не позволил этому сбыться. Шла мировая война. Началось стремительное немецкое наступление, и к августу фронт настолько сильно сместился к востоку, что в Киеве поднялась паника, многие учреждения эвакуировались. О ярмарочной новостройке на Подоле уже не думали.
На голом энтузиазме
Контрактовому дому вскоре нашли новое применение: сперва в его стенах разместилась торговая академия, впоследствии — училище энергетиков. А после последней реставрации он стал помещением Украинской межбанковской валютной биржи. Место, отведенное для остальных сооружений ансамбля Гесте, так и осталось незастроенным. Теперь на нем густо наставлены киоски и прочие «малые архитектурные формы», отнюдь не украшающие историческую площадь. Но чертежи незавершенных строений сохранились, и при наличии желания и средств замысел Гесте вполне еще можно осуществить. Подобные предположения в последние годы уже не раз высказывались. Мастерская архитектора Юрия Лосицкого подготовила на основе архивных материалов проект пристройки к Контрактовому дому недостающих частей ансамбля — магистрата с башней, увенчанной изображением архистратига Михаила, почтовой конторы и объединяющей их колоннады.
Есть надежда, что по прошествии двух веков будут изысканы средства на реализацию давнего замысла. Остается покамест открытым вопрос о том, что именно следует разместить в проектируемых корпусах. Едва ли теперь необходимо открывать в них почтовую контору, да и магистрата в Киеве давно нет. Звучали предложения устроить там торгово-развлекательный центр или гостиницу. Но наиболее оправданной представляется передача новостроек ансамбля Гесте под Музей истории Киева. Город давно в долгу перед ним — с тех пор, как популярную экспозицию упаковали в ящики и сложили в Украинском доме, а ее прежнее помещение отдали Верховному Суду.
Как бы то ни было, шанс на завершение ансамбля Контрактовой площади не следует упускать. Расходы на это сторицей возместятся благодаря туризму, развитию которого должен способствовать будущий Евро-2012. Ведь Подол — один из немногих уголков Киева, который все еще сохраняет исторический масштаб и неповторимый выразительный облик.
Справка
Понятие «Контракты» вошло в киевскую жизнь после разделов Речи Посполитой, когда город на Днепре стал центром обширного региона, включавшего Киевскую, Подольскую и Волынскую губернии. Осенью 1797 г. император Павел I распорядился перенести сюда из волынского местечка Дубно так называемые «Контрактовые съезды». Торговля не располагала тогда ни надежным транспортом, ни экстренной связью. Регулярные «Контрактовые съезды» раз в году обеспечивали деловым людям всего региона возможность приобщиться к рынку и заключать оптовые сделки, оформляя договоры (контракты).
В Киеве «Контрактовые съезды» были приурочены к традиционным зимним Сретенским ярмаркам, благо крепкие морозы гарантировали должное состояние санных путей. Таким образом, съезд оказался не только биржевым собранием, но и двухнедельным непрерывным торжищем. Впервые киевляне увидели Контрактовую ярмарку в январе 1798 г. Проводилась она, естественно, на Подоле, где была тогда сосредоточена почти вся торговая жизнь города.
С тех пор каждую зиму Подол преображался. На Контрактах разворачивались торговые, биржевые и даже банковские операции (известно, что в первой половине XIX в. банкиры из Бердичева привозили сюда наличность в объеме до миллиона рублей). Сюда съезжались богатые и знатные люди Юго-Западного края. Взяв с собой все необходимое на несколько недель, они заполняли гостиницы и съемные помещения, цена на которые в это время взмывала до небес. Каждый вечер происходили балы, маскарады, спектакли, концерты; среди участников представлений были известные всей Европе виртуозы — Ференц Лист, Кароль Липинский, Генрик Венявский и другие. В разное время Контрактовые ярмарки посещали Пушкин, Шевченко, Бальзак, Мицкевич…
Процветающая торговля привлекала в Киев новых жителей. Уже в 1820 г. историк Максим Берлинский отметил, что «многие из дворян, даже других губерний, находят выгоду и приятность жить в сем городе».
Добавить комментарий