В древности источником водоснабжения киевлянам служили речки, ручейки и озера, роднички и вырытые собственноручно колодцы-копанки. Говорить о достойном качестве питьевой воды не приходилось. Все зависело от того, откуда осуществлялся водозабор. Порой непригодная к употреблению вода вызывала эпидемии, уносившие тысячи жизней.
Почти триста пятьдесят лет назад город приступил к созданию собственного централизованного водопровода. Так, уже в 1668 году питьевая вода начала поступать с киевских холмов непосредственно по деревянным трубам в некоторые подольские усадьбы. Первыми ее потребителями в таком «цивилизованном» виде стали члены Доминиканского конвента Святого Николая, а также студенты и преподаватели Киевской духовной академии. Разумеется, та вода не очищалась искусственным путем, но была достаточно полезной по своим качествам, о чем свидетельствует и то, что ее употребляли для лечения глазных болезней. В память о том первом древнем киевском водопроводе непосредственно на Контрактовой площади стоит архитектурно-скульптурный комплекс фонтана «Самсон». Фонтан здесь появился в 1749 году по заказу Киевского магистрата. Он был выстроен на средства жителей города. Автором проекта стал известный зодчий Иван Григорович-Барский.
«Против того Магистрата сделан фонтан, над которым построен новой архитектуры купол с поставленным на оном резным изображением святого апостола Андрея, держащего в руке крест, а внутри при фонтане — ангел, держащий сосуд, из которого чрез проведенные подземные трубы тот ангел изливает в том фонтане воду, а из оного чрез такие же трубы прочие же колодези для употребления и продовольствования обывателей наполняются», — читаем в «Географическом описании Киева и Киевского наместничества 1775—1786 годов». В тот период, когда в фонтане была деревянная скульптура ангела, из чаши которого текла вода, киевляне прозвали фонтан «фелициалом», очевидно, в честь древнеримской богини добродетели Фелициты. Впрочем, в 1808 году, в канун столетнего юбилея Полтавской битвы, его место занял привычный для всех нас Самсон, раздирающий пасть могучего царя зверей — льва. Из пасти укрощенного животного и лилась вода. Возможно, скульптурная группа «Самсон» была аллегорией той знаменитой битвы, а возможно, и местной интерпретацией знаменитого «Самсона» в Петергофе, мол, и у нас есть, и мы не лыком шиты… Отметим и то обстоятельство, что у «Самсона» всегда назначали встречи влюбленные, да и «рядовые», вовсе не пронзенные стрелами Амура киевляне. Благо, здесь по проекту профессора математики Киево-Могилянской академии Брульона были установлены солнечные часы. Восстановленные в наши дни они также исправно показывают время. Светило бы только солнце.
В начале ХХ века деревянная статуя была заменена копией, а оригинал отправили на отдых в Городской музей древностей и искусств (ныне Украинский музей изобразительного искусства), где «пенсионер» находится и по сей день. Фонтан «Самсон» был разрушен по личному указанию «керманыча» Павла Постышева в 1934 году и восстановлен в 1981-м к 1500-летию города Киева.
Уже в середине 1970-х годов киевские историки и архитекторы поднимали вопрос о восстановлении ансамбля Контрактовой площади, мотивируя это тем, что она, «как никакая другая в Киеве дает представление о городе времен позднего средневековья». Стоило ли валить на ней все живое в 1920—1930-е годы?! Поскольку страна готовилась отметить 1500-летний, довольно спорный юбилей города, республиканские власти дали добро на восстановление святыни, «проморгав» при этом то обстоятельство, что фонтан «Самсон» являлся памятником архитектуры периода украинского барокко, стиля, который был в немилости у коммунистов-интернационалистов.
16 сентября 1871 года Киевская городская дума утвердила места для двух фонтанов — на Царской (на месте бывшего фонтана «Иван») и Крещатицкой площадях. 10 февраля следующего года городские власти распорядились установить еще четыре фонтана. Большинство из них были выполнены по проекту киевского архитектора Александра Шиле и отлиты на киевском заводе Термена. Они представляли собой мощные чугунные колонны, увенчанные шатрами, расположенные по центру круглых бассейнов с высоким бордюром. Их восьмигранные цоколи украшали львиные головы. Для художественного оформления стволов фонтанов применили растительный орнамент. Чаши, венчавшие стволы, были стилизованы в виде цветка. Их также щедро украсили маскаронами. Различались фонтаны по размерам.
В 1914 году в городе существовало 14 фонтанов, из которых 10 классифицировались как большие. Хотя и не ровня они знаменитым римским фонтанам или их собратьям на площади Колумба в испанской столице, но почти все они стали настоящим украшением Киева, способствовали хорошему настроению горожан и гостей, позволяли утолить жажду и давали прохладу в летний зной. Три из них находились на Европейской, Крещатицкой и Бессарабской площадях и, стало быть, входили в «крещатицкую водопроводную систему». Звали их соответственно «Иван» (каак и прежний на этом месте), «Урод» и «Моряк». Дадим слово исследователю Анатолию Макарову. Вот что пишет он в книге «Малая энциклопедия киевской старины»: «… водопровод старой фонтанной системы появился на Крещатике. В 1843 г. на Театральной (ныне Европейской) площади возник роскошный гранитный фонтан «Иван», нареченный так в честь губернатора Ивана Ивановича Фундуклея, не пожалевшего денег на его великолепие.
В систему крещатицкого водопровода входили еще два бассейна с фонтанами, питавшимися водами, отведенными от ключей близлежащих гор. Один из них (на теперешнем майдане Незалежности. — Авт.) давал слабую и некрасивую струю, отчего назывался в народе «Уродом». Правда, злые языки утверждали, что он назван так «в честь» однорукого киевского деспота — генерал-губернатора Бибикова, что тоже вполне возможно. Третий (и самый мощный) крещатицкий фонтан — «Константин», или «Моряк», — находился на Бессарабской площади».
Эти фонтаны не дожили до нашего времени. Парафразом фонтана «Моряк» можно с некоторой натяжкой признать красивый декоративный фонтан, который установили не так давно у входа в Пассаж на Крещатике.
Но вернемся в начало ХХ века. В собственности и на балансе Акционерного Киевского общества водоснабжения к 1915 году, то есть к моменту, когда киевский централизованный водопровод был выкуплен городом, находились, как упоминалось выше, 14 фонтанов. Один на Александровской (Контрактовой) площади, три на Крещатике, один на углу Большой Владимирской и Караваевской улиц (площадь Льва Толстого) и еще один — на площади перед колокольней Софийского собора. Особой гордостью киевлян были фонтаны, установленные Обществом в парках и скверах. Среди них отметим фонтан в Николаевском (ныне парк Тараса Шевченко) сквере, Золотоворотский (отреставрированный не так давно), фонтан в сквере напротив Присутственных мест, у театра Соловцова (ныне — сквер перед театром имени Ивана Франко), у Четвертой киевской гимназии (сквер, примыкающий к Красноармейской улице в районе костела), в Мариинском парке, на верхней террасе Царского сада и у памятника Святому равноапостольному князю Владимиру.
Ликвидация фонтана на Европейской площади в 1910-м году стала первой масштабной утратой в этой сфере городского хозяйства. Фонтан ликвидировали в связи с установкой на площади памятника царю Александру Освободителю.
В годы советской власти были уничтожены фонтаны (мешали пролетарской реконструкции) на Владимирской горке, Софийской, Крещатицкой, Бессарабской площадях. А вот в сквер на углу нынешних улиц Гончара и Михаила Коцюбинского перенесли фонтан с Александровской (Контрактовой) площади. По какой-то причине его не постигла участь репрессированных сородичей.
В большинстве случаев киевские фонтаны служили лишь украшением города. Правда, из них можно было набирать воду для собственных нужд, в том числе и для приготовления пищи, так как по трубам подавалась очищенная, а то и артезианская вода. Богомольцы, посещавшие Киев, охотно пользовались водой из киевских фонтанов. Впрочем, как правило, паломники держались довольно большими группами. В Киеве существовало распоряжение не пускать такие группы в парки и скверы, ведь толпы запросто могли разрушить травяной покров, располагаясь на отдых «просто неба» и осквернять воду, «омывая» ноги непосредственно в фонтанах.
Помимо фонтанов в городе существовали водоразборные краны. Из них (лимитированно) брало воду неимущее население города. Водовозы наполняли свои бочки уже за деньги. 20—25 ведер — 5 копеек и т. д. Не следовало путать фонтаны и водоразборы, как это пытались делать нерасторопные богомольцы. Впрочем, и в этих местах запрещалось совершать «омовения». Для этого существовали бани, на худой конец, укромные, заросшие ивой места на Днепре.
Чтобы фонтаны работали бесперебойно и радовали око киевлян и гостей, в штатном расписании общества водоснабжения значились смотрители, которые получали за свой труд скромные деньги, но гордились тем, что находятся на страже порядка.
Роскошный фонтан появился на территории Всероссийской фабрично-заводской, сельскохозяйственной, торгово-промышленной и научно-художественной выставки 1913 года. Он занимал довольно большую площадь. Фонтан состоял из трех стволов. Центральный ствол давал струю высотой с трехэтажный дом. По вечерам фонтан подсвечивался с помощью электричества, что, по воспоминаниям старых киевлян, «поражало воображение». К сожалению, сей фонтан был разобран в связи с окончанием работы Всероссийской выставки. Ныне здесь — Национальный Олимпийский стадион.
В годы советской власти, особенно тогда, когда Киев основательно перестраивался под столичный центр (1930-е), в некоторых местах города установили «дворовые» фонтаны. Они были выполнены в стиле социалистического реализма. Один из таких фонтанов сохранился в усадьбе на углу Институтской и Шелковичной улиц и выполнен в «спортивной» тематике. Множество менее пафосных фонтанчиков представляли собой банальные уличные «поилки». Вода в них частенько была с привкусом ржавчины, недостаточной очистки и т. п. Обогатился город (после Великой Отечественной войны) и уличными колонками. Некоторые из них обеспечивают водой киевлян по сей день.
Открытие Выставки достижений народного хозяйства УССР, которое состоялось летом 1958 года, порадовало посетителей и новым роскошным фонтаном на главной площади комплекса. Многие киевляне и гости приезжали не только посетить выставку, но и полюбоваться этим произведением искусства.
Фонтанный бум ощутил город в годы подготовки к празднованию юбилея Киева. Выразительные фонтаны появились тогда на главной площади Киева, в курдонере Крещатика на пересечении с улицей Ленина (ныне Богдана Хмельницкого). Каскад фонтанов заработал и у здания Музея Ленина на площади Ленинского Комсомола (ныне — «Український дім» на Европейской площади), во многих других местах города. Имелись в Киеве и технические фонтаны, о которых мы уже успели подзабыть. Например, на площади Дружбы Народов перед Универсамом на Оболони, подобный же у кинотеатра «Лейпциг» на Никольской Борщаговке, у универмага «Украина» на площади Победы…
Фонтанное хозяйство города — очень сложный организм. То, что мы видим непосредственно на поверхности, — лишь малая часть системы. Многочисленные приборы контроля, насосы, трубы находятся в подземелье. Только для того, чтобы фонтаны радовали око на Майдане Незалежности, трудятся ныне десятки сотрудников водопроводного хозяйства. Служебные помещения находятся, разумеется, под Майданом.
Вообще-то фонтаны нравятся людям. Особенно — в знойные дни. Особенно — молодым. Современная демократическая среда даже «закрывает глаза», когда в фонтанах купаются подростки «под мухой». А было времечко, когда студентов Киевского государственного университета исключили из вуза лишь за то, что те посмели влезть в резервуар тогдашнего главного фонтана — «рулетки». О времена! О нравы!
Когда наступает глубокая осень, фонтанам «дают отдохнуть». В это время их тщательно и бережно «консервируют». Зато весной, когда в Киеве начинает зеленеть трава, а на кустарниках и деревьях появляются первые листочки, и солнце еще ласковое, и воздух не раскален, вздымаются ввысь струйки воды. Это пробуждаются после зимней спячки фонтаны на Крещатике, в парках и скверах города. Целый каскад фонтанов начинает работать на Русановском канале. К щебету птиц добавляются веселое журчание воды и смех радостной детворы. «Круговорот воды в природе» становится зримым…
Добавить комментарий