Кстати, по одной из легенд, праздник имеет прямое отношение к князьям Аскольду и Диру и первому крещению Руси.
Согласно церковной историографии, чудо, когда при молитве о защите Константинополя от подступивших к нему арабов во Влахернском храме Богородица распростерла над прихожанами Покров, произошло 1 октября (14 – по новому стилю) 910 года. Так что получается, сегодня можно отмечать 1100-летие праздника. Однако другая легенда относит дату чуда на несколько десятилетий раньше и дает вполне определенную «привязку» этих событий к Киеву.
Согласно ей, киевские князья Аскольд и Дир, тогда еще язычники, во главе войска подступили в 860 году к воротам Константинополя. Жители города собрались на молитву во Влахернском храме перед образом Богородицы – защитницы города. Опустили хранившуюся в храме ризу Богородицы в воды залива Золотой Рог – и Дева Мария появилась перед константинопольцами, сбросила с себя покров и укрыла им горожан, сделав невидимыми для врагов. Очарованные чудом, воины во главе с Аскольдом приняли крещение (но князь Дир так и остался язычником). Вернувшись в Киев, Аскольд начал способствовать утверждению христианства на Руси. Неудивительно, что именно праздник Покровы стал главным для украинского воинства — казачества — и одним из самых почитаемых в стране. В Киеве нынче – больше десятка Покровских монастырей, храмов и часовен.
Церковь на Соломенке
Соломенка не богата архитектурными памятниками, однако близ Южного вокзала сохранился целый комплекс старинных зданий Железнодорожной колонии, несколько трех-четырехэтажек, школа и Покровская церковь 1897 года постройки. Долгое время Соломенка считалась едва ли не отдельным городком (до революции местные жители даже пытались провозгласить суверенный город Александрия), а уже по современной традиции на улице возле церкви проводят продовольственные ярмарки – в такие дни кажется, что Покровская церковь – главный собор какого-то небольшого городка, куда из окрестных сел крестьяне съехались на базар. Храм пострадал в атеистические 1930-е: снесли купола, переплавили колокола и устроили в помещении швейную мастерскую. В 2000-х годах купола храма восстановили в первозданном виде. Кстати, в 1905–1915 годах настоятелем храма был Василий Липковский, митрополит УАПЦ.
Монастырь на Лукьяновке
Покровский женский монастырь в конце Бехтеревского переулка основан 11 января 1889 года великой княгиней Александрой Петровной Романовой и выполнял не только церковные функции, но и был больницей для бедных киевлян. Переехав в Киев в 1879 году и оправившись от тяжелой болезни, княгиня пожертвовала все свои средства на строительство огромного комплекса по проекту архитектора Владимира Николаева. Кроме храмов – в том числе и Покровской церкви, – в комплекс вошли лечебные учреждения: бесплатная больница с терапевтическим и хирургическим отделениями, приют и аптека, где лекарства выдавались бесплатно. Больница была оборудована по последнему слову техники – именно здесь появился первый в Киеве рентген-кабинет. Работали также профессиональные медики, монахини выполняли функции младшего медицинского персонала, иногда и сама княгиня ассистировала при операциях.
В 1925 году монастырь закрыли, а вновь открыли в 1942 году – здесь располагался госпиталь, потом лазарет. Тем не менее монастырь оставался действующим и во времена СССР, но немало помещений комплекса занимали представители правоохранительных органов, поликлиника и даже абортарий. В 1981 году, после пожара, монахиням пришлось втайне от властей восстанавливать росписи Николаевского собора. Как и на Подоле, Николаевский и Покровский храмы здесь по соседству.
Казацкая церковь на Отрадном
Еще в 1992 году на истоках речки Лыбидь у Национального авиационного института началось строительство первого в Киеве частного этнопарка – Мамаевой слободы. Полностью открыли комплекс только в прошлом году, а Покровская церковь действует уже несколько лет и стала фактически главным храмом этого района унылых хрущевок. Деревянный храм построен по «проекту» 1660 года – гравюре путешествовавшего по Украине французского инженера Гийома де Боплана, на которой он изобразил Покровскую церковь на Запорожской Сечи. Дух старины поддерживают и необычные кресты с полумесяцами: на колокольне – «солнце правды», символ Иисуса Христа, на самой церкви – «солнце славы», символ Богородицы, а также внутреннее убранство храма. Вокруг – 38 каменных крестов, установленных в память о куренях Запорожской Сечи.
Церковь на Приорке
Как и Соломенка, Приорка – бывшее пригородное село. И какое же село без храма? Покровскую церковь выстроили в 1902–1906 годах по проекту архитектора Евгения Ермакова на месте деревянной Дмитриевской церкви. Внутри – уникальный дубовый иконостас с росписями известного художника Ижакевича. Храм был закрыт только в 1938–1942 годах – тогда здесь устроили овощебазу. К 100-летию храма, в 2006 году, купола покрыли позолотой – и тем удивительней видеть настоящий старинный храм посреди моря типовых многоэтажек. Хотя по соседству еще есть и уникальная в своем роде одноэтажная улица Брюсова с домом-музеем художника Фотия Красицкого. Церковь стоит на горе, здесь же – небольшое прицерковное кладбище, рядом – сквер. В общем, место это – настоящий заповедник старого Виноградаря.
Монастырь в Голосеево
Филиал Киево-Печерской лавры – Голосеевскую пустынь – основали еще в 1631 году, когда киевский митрополит Петр Могила построил в урочище церковь в честь молдавского великомученика Иоанна Нового (Сочавского), покровителя рода Мовилэ (настоящая фамилия митрополита). Комплекс много раз перестраивался, пока в 1923 году все монастырское хозяйство не передали Сельскохозяйственному институту. В зданиях разместили склады, клуб, начальную школу, пионерлагерь, турбазу, а со временем и вовсе забросили, храм взорвали еще в 1930-х… Возобновили Голосеевскую пустынь уже как Покровский мужской монастырь – в 1993 году. А в 2000-х здесь развернулась самая крупная церковная стройка Киева: по первоначальному проекту Евгения Ермакова был восстановлен храм и монастырские постройки.
Церковь на Подоле
Покровская церковь на Подоле выстроена еще в 1766 году в стиле украинского барокко по проекту архитектора Григоровича-Барского – так что это одно из самых старых зданий города. И одно из немногих, сохранившихся на Подоле после пожара 1811 года – впрочем, как и еще несколько соседних зданий тихой и уютной Покровской улицы: неудивительно, что здесь по соседству, в стороне от шумных магистралей, расположилась и резиденция американского посла. На подворье церкви стоит двухъярусная колокольня, а вот через дорогу – колокольня не сохранившегося храма Николы Доброго 1807 года. Такое соседство в чем-то символично – ведь как раз имя Николая принял князь Аскольд при крещении. В храме сохранилась живопись XIX века, а вот внешний декор – орнаментальная лепнина – был утрачен еще в 1811 году.
Оболонь, Пирогово и не только
Так сложилось, что Покровские церкви в Киеве нередко становятся главными храмами удаленных от центра районов, эту традицию продолжили и на Оболони. Главная церковь массива расположилась на Оболонской набережной и замыкает перспективу главной площади района у станции метро «Минская». Здесь уже современные формы – а вот настоящий раритет можно увидеть в музее Пирогово: деревянная Покровская церковь XVII века из закарпатского села Канора и сейчас действующая. Покровские храмы также открыты в Бортничах и в военном госпитале, а часовню можно найти в юридическом лицее на Воздухофлотском проспекте.
Знающие люди
«Казацкая Покрова» – особый тип иконы»
Отец Евстратий Зоря, пресс-секретарь УПЦ КП:
– С одной стороны, Покров Богородицы – историческое событие, а с другой – праздник Девы Марии, которая молится за верующих и простирает свой покров над всеми, кто обращается к ее заступничеству. Особо почитали праздник казаки: в Запорожской Сечи они строили храмы Покрову Пресвятой Богородицы, в Украине даже появился особый тип иконы – так называемая «Козацька Покрова» с изображением Девы Марии, покрывающей стоящих внизу гетманов, казаков, священнослужителей.
«Этот праздник – духовный символ народа»
Николай Буравский, народный артист Украины, фольклорист, генерал-хорунжий Войска Запорожского:
– День украинского казачества празднуется, как и Покров, 14 октября. Казаки всегда брали с собой в походы икону Покрова Богородицы. И когда в 1775 году Екатерина II распустила Запорожскую Сечь, казаки пошли в Задунайскую Сечь, взяв Покровские знамена… Уже во времена Второй мировой войны воины УПА взяли икону Святого Покрова как свою национальную святыню. Праздник «Свято зброї» УПА тоже решили отмечать в один день с Покровой. Получается, Покров – духовный символ украинского народа.
Добавить комментарий