До сих пор идут споры, на какой горе возник Киев. Щекавица, пожалуй, наиболее точно определенная «княжеская» гора. Здесь даже хотели похоронить Тараса Шевченко: те самые «і Дніпро, і кручі» и сейчас еще видны со Щекавицы, несмотря на плотную застройку современного мегаполиса.
Бывал на горе и Александр Пушкин: перед тем, как написать «Песнь о вещем Олеге», поэт прогуливался склонами Олеговки (так называли Щекавицу). Считалось, что здесь и был похоронен киевский князь. Могилу князя Олега отыскать не удалось, а по улице Олеговской и сейчас можно пройтись. Чудом уцелело несколько деревянных зданий – с наличниками, резными ставнями, карнизами. А среди полудиких зарослей и стройплощадок новых особняков можно отыскать остатки старых домов: стены, фундаменты, подчас полуразрушенные и сгоревшие остовы. Местами на улицах осталась старинная брусчатка: будто после XIX века сразу наступил XXI.
В 1980-х годах здесь планировалась комплексная застройка: проект архитектора Людмилы Кравцовой до сих пор лежит в архивах «Киевпроекта». На живописных склонах предполагалось разместить творческие мастерские художников. Большинство жителей старых частных домов успели отселить, и в пяти минутах ходьбы от станции метро «Контрактовая площадь» образовался «мертвый город».
– Вопросом сохранения Щекавицкого кладбища мы начали заниматься еще в начале 1990-х, – рассказала «Газете…» глава историко-культурного общества «Старая Поляна» Алла Ковальчук. – Совместно с Фондом солдатских матерей, историко-патриотическим клубом «Поиск» проводили субботники, добились установки бетонного ограждения. Были найдены военные братские могилы, установлена мемориальная плита. Уже изготовлен мемориальный «Монумент Скорби», сейчас он находится в мастерской архитектора Веры Юдиной. Но пока задержка из-за недостатка финансирования.
Идея устроить на Щекавице лапидариум – свезти со всех 29 кладбищ Киева бесхозные памятники – возникла лет 5 назад, когда стало понятно, что это не только надгробные знаки, но и произведения искусства, памятники истории. Пока городские власти откладывают решение вопроса о сохранении уникальных надгробий. Однако уже есть договоренность с Художественной академией, что с октября студенты будут бесплатно заниматься реставрацией памятников. Возможно, для мраморных памятников будет необходим павильон – на открытом воздухе они постепенно разрушаются.
– Мы предлагаем упорядочить сохранившиеся могилы, а часть территории кладбища отвести под музей-лапидариум, – рассказала дочь Аллы Петровны, Мария Ковальчук, еще недавно – студентка Киевского строительного техникума, разработавшая проект благоустройства Щекавицкого кладбища в рамках дипломной работы. – И устроить смотровые площадки: ведь отсюда видно и Виноградарь, и Оболонь, и Троещину, и Березняки, и весь Подол, как на ладони.
Появится ли на Щекавице первый киевский лапидариум – покажет время. Пока у властей все не доходят руки до сохранения исторического наследия Киева, а летописная гора постепенно «зарастает» коттеджами. Может, Щекавице помогут студенты: ведь киевское метро тоже начиналось с дипломного проекта студента Московского института инженеров транспорта Папазова в 1936 году…
«За каждым памятником – судьба человека»
Оксана Борисюк, начальник отдела охраны памятников Государственного историко-мемориального заповедника «Лукьяновское кладбище»:
– Настоящий переворот в судьбе старых киевских кладбищ произошел в 1984 году: тогда под парк культуры и отдыха предполагалось снести Лукьяновское кладбище. Такая идея вызвала бурю протеста, и с того времени историки всерьез занялись старыми захоронениями. Начала это дело Людмила Проценко, первый крупный современный исследователь киевских некрополей. Со временем три кладбища в Украине обрели статус кладбищ-заповедников: Лукьяновское в Киеве, львовский Лычаков и Зеленическое в Черновцах. В последнее время старым кладбищам стали уделять больше внимания: постепенно производится благоустройство, установлены ограждения. Вскоре займемся и разработкой ландшафтного дизайна кладбищ. Ведь за каждым памятником – судьба человека, так или иначе связанная с Киевом. кто-то летал на первых деревянных самолетах, а кто-то клал первую брусчатку на Крещатике…
Вместо кладбища – радиовышка
Кладбище на Щекавице появилось после эпидемии 1770 года, когда умерло 6 тысяч человек – из 20 тысяч киевлян. До этого хоронили при церквях или вообще у жилищ: при наводнениях захоронения создавали для жителей Подола дополнительные проблемы. Основанное в 1772 году, Щекавицкое кладбище обнесли земляным валом, установили правила погребения, в 1782 году построили церковь Всех Святых в стиле барокко. Город рос. В 1900 году городская управа приняла решение закрыть кладбище, хотя в отдельных случаях хоронили здесь вплоть до 1928 года. А по генеральному плану Киева 1935 года, верхние террасы киевских холмов, в том числе и на Щекавице, следовало превратить в парки отдыха и развлечений. Церковь и большую часть кладбища, кроме старообрядческого и мусульманского участков, тогда снесли. А вместо парка киевляне получили военную радиовышку, прогулки у которой могли закончиться допросом в КГБ.
Петро Гаврилович Лебединцев похований на Щоколовському кладовищі. Допоможіть знайти могилу. Дякую
Родился 21 декабря 1819 (2 января 1820) года в селе Зелёная Диброва Звенигородский уезд Киевской губернии
Окончил Богуславское духовное училище (1833), Киевскую духовную семинарию (1839) и Киевскую духовную академию (1843) по 1-му разряду. Был назначен учителем «словесности и соединенных с ней предметов» в Орловской духовной семинарии; после утверждения в звании магистра богословия занял должность профессора, исполнял обязанности помощника инспектора и секретаря семинарского правления. Весной 1845 года он вернулся в Киев — на кафедру логики и психологии Киевской духовной семинарии. В 1847 году он дополнительно преподавал здесь немецкий язык, в 1847—1850 гг. был экономом семинарии, а с 1850 года преподавал французский язык.
Был рукоположен во священника Спасо-Преображенского храма в Белой Церкви 18 февраля 1851 года и в апреле назначен законоучителем Белоцерковской гимназии. Как благочинный местных церквей занимался организацией начального образования для детей: при содействии В. Науменко, митрополита Исидора (Никольского) и владельца имения графа В. В. Браницкого открыл 4 школы (в том числе в парке «Александрия»), которые служили примером для организации подобных заведений в Киевской губернии.
В 1860 году он был переведён в Киев: священником в Подольский Свято-Успенский собор, а также законоучителем во 2-ю Киевскую гимназию[Комм 1]. Вскоре он стал надзирателем киевских церковно-приходских школ и благочинным подольских церквей Киева; 29 июня 1861 года возведён в сан протоиерея. В этом же году стал одним из основателей, а с 1 января 1862 года — редактором «Киевских епархиальных ведомостей» (до 1874 года; в 1886—1896 годах был редактором официальной части «Ведомостей»). С 21 сентября 1862 года он был настоятелем в церкви Спаса на Берестове, затем (с 31.03.1864) — Свято-Николаевской церкви при доме генерал-губернатора. С 18 июля 1868 года стал кафедральным протопопом Софийского кафедрального собора и прекратил преподавание в гимназии.
П. Г. Лебединцев был также гласным Киевской городской Думы, где инициировал переименование улиц в честь Богдана Хмельницкого, Пантелеймона Кулиша, Николая Костомарова, а в 1870 году вошёл в комитет по сооружению памятника Богдану Хмельницкому.
Имел награды, в том числе орден Святой Анны 1-й степени и митру.
Умер 3 (15) декабря 1896 года.
На цьому кладовищі похоронений Петро Гаврилович Лебединцев. Допоможуть знайти його могилу. Дякую
Выходит,что это то же самое старинное кладбище,о котором пишет Манамс в повести "Вещий" http://manams.narod.ru/oleg.htm" rel="dofollow" target="_blank">http://manams.narod.ru/oleg.htm ?
Да.
Хотя до 50-х, когда построили вышку, глушившую "вражеские голоса", это кладбище занимало значительно большую территорию.
Алла Петровна, наверное, плохо запомнила термин "лапидарий" (а никак не "лапидариум"!), речь о создании которого шла еще в 2001г: при подготовке памятникоохранной программы "Киевский некрополь", бездарно зарубленной в дебрях мэрской вотчины под давлением Управления ритуальных услуг, ревностно охраняющего свои "доходные места" и не желающего делить с управлением охраны памятников бешенные прибыли.