— Интересно, что говорит современная историческая наука про основателей, строителей Свято-Софийского собора в Киеве?
— Очень долгое время ученые находились под влиянием исторических стереотипов, воспринимаемых как абсолютные истины. Один из таких стереотипов — почти ровесник самого храма и убеждает всех вот уже почти тысячу лет, что его строил Ярослав Мудрый, сын великого князя Владимира Крестителя, внук княгини Ольги. Но это утверждение пришло к нам из летописей, написанных во время княжения Ярослава, выписанных рукой придворного летописца. Как говорят историки, «рукой летописца водили политические пристрастия и интересы». А тем временем, летописные изводы времен строительства киевского Свято-Софийского собора соотносят построение храма с периодом христианизации Руси, т.е. с эпохой князя Владимира. Так, митрополит Илларион в своем «Слове о Законе и Благодати», подчеркивает что Ярослав закончил благое дело, начатое отцом своим, как Соломон — Давыдово дело создания Иерусалимского храма. Второй современник появления Софии Киевской — немецкий хронист Титмар Мерзебургский — упоминает о храме в 1017-1018 гг., как о действующей резиденции Киевского митрополита. О князе Владимире как о создателе Свято-Софийского храма упоминают и путешественники, и хронисты поздних эпох: так, в конце XVI ст., во время посещения Киева, Мартин Груневич и Эрих Ляссота были киевлянами информированы о «строителе великом князе Владимире». А Ляссота даже посетил собор и описал «столицу Владимирову» — аккуратное небольшое помещение в одной из башен…
Знал о начале строительства собора князем Владимиром и митрополит Петро Могила. Он владел документами Софийского архива, сгоревшего позже — в конце XVII века. Митрополит видел собор до перестроек и реконструкций. Именно Петро Могила создал в храме мемориал Святого Владимира: построил часовню-усыпальницу, оборудовал в соборе предел Св. Владимира, ввел образ князя в княжий портрет. А в 1634 г. по его указанию на арках центрального купола сделана надпись, что Свято-Софийский собор «нача здатися в лето 1011», т.е. — за четыре года до смерти Владимира Крестителя!
Но самыми важными доказательствами являются настенные росписи и фрески храма: они прославляют крестителей Киевской Руси, «заказчиков» собора — князя Владимира и княгиню Анну! Они фигурируют на княжем портрете в центре собора; а вдоль лестниц, ведущих на башни, развернут триумфальный фресковый цикл, рассказывающий о заключении династического брачного союза между Владимиром — князем киеворусским и византийской принцессой Анной… И, таким образом, абсолютно логично на основе вышесказанного сделать вывод: именно князь Владимир был человеком, начавшим строительство величайшего архитектурного памятника христианству на Киевской Руси — Свято-Софийского собора.
— Почти на всех софийских фресках рядом с Владимиром изображена его супруга Анна. А какую роль сыграла княгиня Анна в истории Киевской Руси?
— К сожалению, княгиня Анна, которая вместе с Владимиром крестила Киевскую Русь и является значительной фигурой в истории Руси-Украины, несправедливо забыта современной исторической наукой. И накануне двухтысячелетия крещения Руси о ней необходимо вспомнить. Анна — порфирородная византийская принцесса — нашла на Руси вторую отчизну и во имя ее совершила великий подвиг жизни и веры. Как утверждают росписи Свято-Софийского собора, Анна была авторитетной и уважаемой женщиной; ее считали соратницей Владимира во всех княжьих начинаниях, во всех государственных делах. А Ярослав Мудрый назвал своих старших детей в честь отца и мачехи — Владимиром и Анной. Очевидно, что уже в конце XI века Владимира и Анну готовили к канонизации: дело-то было трудным, потому Владимира удалось канонизировать лишь в средине XIII века, а вот Анна не канонизирована до сих пор. А ведь она достойна того, чтобы быть в ряду святых Украинской Православной Церкви. Тем более, что у нас совсем немного собственных святых женщин…
— Если попробовать проанализировать роль киевского Свято-Софийского собора в истории нашего государства, то чем был, чем есть и чем будет этот храм для Украины?
— Святая София Киевская всегда была и будет нашим национальным палладием. На протяжении веков стоит этот храм в самом сердце «столичного града Киевского», воплощая в себе вечность нашего народа. А еще София есть символом украинской государственности, ведь ее строительство приходится на эпоху создания первого христианского государства на территории современной Украины, на времена Владимира Крестителя и Ярослава Мудрого. Та великая эпоха была освещена и освячена светом Христовой веры. А пришла эта вера на нашу землю в конце X века, благодаря Божьему помыслу и государственной мудрости князя Владимира, — так утверждает современник строительства собора Святой Софии, митрополит Киевский Илларион. Храм этот стал настоящим духовным и архитектурным гимном новой Руси, воплотившим триумф премудрости Божьей (Софии) на восточнохристианских землях. Об этом говорит и надпись над главным алтарем собора, где величественно возвышается мозаичная Богоматерь Оранта: «Бог среди его, пусть не колеблется; Бог поможет ему, когда утро настанет» (45 псалом). Богоматерь Оранта получила в народе имя «Нерушимой Стены», своей молитвой защищающей христиан…
Киев стал тогда новым Иерусалимом, и центром святости его является собор Святой Софии. Под его сводом звучали голоса великих иерархов-митрополитов Иллариона и Петра Могилы, отцов национальной Церкви и государственности. Тут трудились поколения духовных пастырей украинского народа — известных и нам неведомых. Перед алтарем Софии молились Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, Петро Сагайдачный и Богдан Хмельницкий. Тут же, при кафедре митрополита, существовали давнейшая на Руси библиотека, духовная школа, скриптарий-мастерская, где переводились и переписывались церковные книги.
В нашем веке, на протяжении последних десятилетий Свято-Софийский собор рассматривался как памятник материальной культуры. Действительно: его архитектура и росписи — уникальное явление в истории мировой цивилизации. И все же они — только способ, с помощью которого достигалась высочайшая цель, а именно — сохранение живой, неумирающей связи между нашими предками и нами, живущими ныне, и нашими детьми. Народ не должен потерять свою святыню. Она обращается к нам со словами Вечной Истины, — нам нужно услышать их. Она зовет нас к объединению, а не к вражде; к любви, а не к ненависти; к свету, а не к ослеплению. София дает нам возможность узнать, какими были наши предки, и какими должны быть мы…
А должны мы быть мудрыми, дабы хватило нам мудрости беречь нашу Киевскую Софию. Ведь бережет же она каждого из нас.
Добавить комментарий