Местом возникновения маршрутных такси считается США – это были частные автомобили, которые ездили по линиям трамваев, конкурируя с ними. Маршрутки останавливались в любом месте, создавая помехи движению транспорта. Не правда ли напоминает недавнюю ситуацию в Киеве? В конце концов, с 1915 года этот бизнес стали жестко ограничивать, а в ряде штатов и вовсе запретили.
В СССР маршрутки появились в 1930-х годах – лимузины «ЗиС», которыми пользовались и высшие чиновники страны, курсировали между главными площадями и вокзалами. А в 1960-е годы появились советские микроавтобусы «РАФ» и малые автобусы «ПАЗ» – и вытеснили «народные лимузины».
В Киеве были экспрессы на вокзал – с Оболони, Теремков, Ленинградской площади. На маршрутках ездили на Русановские сады, к театрам, даже в Обухов. Стоимость проезда составляла 15 копеек – при 5 копейках за билет в других видах транспорта. Много маршрутов было в глухие уголки Киева, где сейчас вообще нет транспорта, особенно в районы частного сектора.
Например, 213-я маршрутка ходила на улицу Лукьяновскую от кинотеатра «Киевская Русь» – рафики взбирались на крутую гору Щекавицу. Туда не раз пытались проникнуть «постсоветские» маршрутки, но хотя в «Газелях» зачастую были заняты все сидячие места, маршруты закрывали как убыточные. А в советское время о стоящих пассажирах не могло быть и речи – на конечных остановках выстраивались очереди, а сесть посреди популярного маршрута считалось большим везением.
…К 1991 году в Киеве было 30 «государственных» таксомоторных маршрутов, но в начале 1990-х годов они тихо пропали. «Социальные» маршруты в отдаленные микрорайоны закрыли, а рафики стали дублировать основные маршруты транспорта. Так, на конечной автобуса 31-го маршрута подчас выстраивалось до 10 автобусов – горючего не хватало, а на маршруте сновали рафики. Однако в рассчитанные на перевозку только сидящих пассажиров микроавтобусы набивалось столько пассажиров, что старенькие «бусики» не всегда могли взобраться на крутые подъемы…
А еще были от стадиона "Спартак" на Хрещатик, и пару от Бесорабского рынка до ТЮЗ и от Бесорабского рынка еще кудато. 15коп. сам ездил
Я помню с совеццццких времен только один рафик - от универмага Украина до пл. Леси Украинки, кажется 15 коп стоил.
А по поводу 31-го автобуса, я как раз живу на его маршруте. Было время, когда при Богданах на др маршрутах 31-й был с какими то экзотическими машинами. Это были маленькие японские микроавтобусы, в которых не то что стоять - сидели с трудом, а влезание-вылезание чуть ли не сексуальные отношения. Еще были ржавые полуразвалившиеся российские ЗИЛы-бычки. Очень вместительные машины, но почему то со слабым движком. Когда эта колымага ползла вверх по Ванды Василевской, просто сердце кровью обливалось - хотелось подтолкнуть.
Еще был рафик от м.Святошин до Новобелич - тоже 15 копеек стоил.
да, помню азиатский транспорт - Асиа Топик. там еще сиденья откидные были.
В советское время маршрутки были третьестепенным видом транспорта. Если кто не жил в "отдельных местах", куда они ходили, вообще мог за десять лет ни разу на них не проехать. А "по-настоящему комфортабельный" - это они как бы намекают на то, что стоячие места в рафиках официально не были предусмотрены. Так что если тебе дюжины сидячих мест не хватило - комфортабельно стой и жди следующего рафика.
были бы сейчас маршрутки по 3-4 грн без стоячих мест - спрос был бы еще тот. а нынешние маршрутки - ужас. по-хорошему на большинстве маршрутов должны быть большие автобусы (троллейбусы, трамваи). реально в нынешних маршрутках ездить хуже, чем в коммунальном транспорте
Ну так уж и ужас.
Если ехать в часы пик, то ужасы везде - и в маршрутках, и в троллейбусах, и в метро. А если не в часы пик, то опять-таки можно вполне комфортно прокатиться и на маршрутке, и на троллейбусе, и на метро. Хотя можно и не вполне комфортно, и вообще не комфортно.
А маршрутки, так сказать, "повышенного комфорта" за повышенную цену - это в наших условиях вопрос политический. Потому что если кто-то выступит с такой инициативой, никто не поверит в его благие намерения - его тут же обвинят в попытке нагло ограбить всех киевлян путём ползучего повышения цен. Мол, маршруток по 4 грн будет с каждым днём становиться всё больше, а по 2 грн всё меньше, в результате на дорогие маршрутки тоже начнут выстраиваться очереди, народ начнёт всё настойчивее требовать пустить стоя, потому что некогда ждать - и очень быстро мы придём к тому, что комфорт будет тот же, что и раньше, но только вдвое дороже.
ага
только в киеве маршрутка стоила в 3-5!!!! раз дороже чем трамвай,троллейбус или автобус
если проезд в трамвае сегодня стоит 1,5 грн. то маршрутка 5 грн.
Не согласен. Я работал в школе на Печерске. Часто выстаивал очередь, чтобы подняться на рафике с Бессарабки, дабы не опоздать на урок. Набивалось и тогда вт раф куча людей. Ездили сгорбившись... О каком комфорте речь?
Ну так да, туда ж никакой другой транспорт не ходил. Пожалуй, это было одно из немногих таких мест в Киеве.
а в какой школе?
В 77. Теперь это Кловский лицей.
знакомая школа
я жил там рядом
на институтской
по поводу сесть в маршрутку точно не помню
мне кажется мы всегда в нее садились
но то что стоила она 15 коп. это факт
Cколько можно ностальгировать по савецкаму? Да, и фонтаны тогда били голубый и розы красные... Дело в том, что тогда мы были молодые, а сейчас жажда сверхприбылей обуяла всех. Почему в Латвии в 90-х годах перешли на мерседесы - автобусы, перевозящие по маршрутам за 20 сантимов, а это - 2 гривны? И владельцы закупали новый транспорт, ставили его на маршруты и не поднимали при этом запредельно палату. Ну как же в Украине такое? Да, пусть ездят в скотовозках и ностальгируют как РАНЬШЕ было хорошо. То, что происходит сейчас прямое следствие власти советов.
Наши маршрутки - это благо. Недовольные могут ехать куда нибудь в Фастов и пешкарусом комфортабельно транспортировать свое тело в любую нужную точку.
комфортабельный? что за чушь...
ни фига не комфортабельный, отстой полный, эти совесткие грузовые такси...
Возможно, речь идет о разных такси, Вам довелось кататься на других, но...
РАФики были довольно удобными машинами. С мягкими кожаными сиденьями. Шасси (в том числе, двигатель и подвеска) использовались от ВОЛГИ - самого комфортабельного из общедоступных автомобилей. Отсюда - мягкость хода, относительная тишина в салоне, да и дизайн РАФика был довольно интересен. Безусловно, речь идет о НОВЫХ машинах. Те рафики, которые еще катались в 90-е: с раздолбанными кузовами, гремящими дверями и т.д. не в счет.
> Глядя на полчища забитых пассажирами «Богданов», трудно поверить, что при СССР это был весьма удобный и по-настоящему комфортабельный транспорт
В это невозможно поверить, т.к. в СССР не было Богданов. А то, что называлось в СССР маршруткой, больше похоже бесправное на такси
И рецепт превращения современных киевских маршруток в "весьма удобный и по-настоящему комфортабельный транспорт" очень хорошо прописан: поднять стоимость проезда гривен до пяти-шести (чтобы раза в три больше, чем на автобусах с тролейбусами) и штрафовать водителей/автопарки за стоящих пассажиров.
Только вот есть у меня сомнения, что современные киевляне такой реформой маршруток проникнутся... Особенно если учесть, что в некоторые места и сейчас попасть без маршруток практически нереально.
у кого-то офигенно короткая память. Одно из самых масштабных подорожаний. Автобусы-троллейбусы-трамваи с 30 коп подорожали до 50 коп. А маршрутка №5 (575) подорожала до 2,5 грн. В пять раз больше, чем этот же маршрут на троллейбусе (другие маршруты за такие деньги тоже были). Тогда тоже кричали, что будет удобно, комфортно и т.п. Только ничего не изменилось. Как ходили старые мерседесы, так и остались. Только пару лет назад их заменили на богданы, из которых по-прежнему торчат спины в часы-пик.
Да, было дело.
Мы на дачу иногда ездили на РАФиках.