Местом возникновения маршрутных такси считается США – это были частные автомобили, которые ездили по линиям трамваев, конкурируя с ними. Маршрутки останавливались в любом месте, создавая помехи движению транспорта. Не правда ли напоминает недавнюю ситуацию в Киеве? В конце концов, с 1915 года этот бизнес стали жестко ограничивать, а в ряде штатов и вовсе запретили.


В СССР маршрутки появились в 1930-х годах – лимузины «ЗиС», которыми пользовались и высшие чиновники страны, курсировали между главными площадями и вокзалами. А в 1960-е годы появились советские микроавтобусы «РАФ» и малые автобусы «ПАЗ» – и вытеснили «народные лимузины».


В Киеве были экспрессы на вокзал – с Оболони, Теремков, Ленинградской площади. На маршрутках ездили на Русановские сады, к театрам, даже в Обухов. Стоимость проезда составляла 15 копеек – при 5 копейках за билет в других видах транспорта. Много маршрутов было в глухие уголки Киева, где сейчас вообще нет транспорта, особенно в районы частного сектора.


Например, 213-я маршрутка ходила на улицу Лукьяновскую от кинотеатра «Киевская Русь» – рафики взбирались на крутую гору Щекавицу. Туда не раз пытались проникнуть «постсоветские» маршрутки, но хотя в «Газелях» зачастую были заняты все сидячие места, маршруты закрывали как убыточные. А в советское время о стоящих пассажирах не могло быть и речи – на конечных остановках выстраивались очереди, а сесть посреди популярного маршрута считалось большим везением.


…К 1991 году в Киеве было 30 «государственных» таксомоторных маршрутов, но в начале 1990-х годов они тихо пропали. «Социальные» маршруты в отдаленные микрорайоны закрыли, а рафики стали дублировать основные маршруты транспорта. Так, на конечной автобуса 31-го маршрута подчас выстраивалось до 10 автобусов – горючего не хватало, а на маршруте сновали рафики. Однако в рассчитанные на перевозку только сидящих пассажиров микроавтобусы набивалось столько пассажиров, что старенькие «бусики» не всегда могли взобраться на крутые подъемы…