1 июня 1892 г. по Александровскому спуску от Царской до Почтовой площади прошел первый в России и четвертый в Европе электрический трамвай. Все эти события стали возможными благодаря одному человеку — Аманду Егоровичу Струве.
Он родился в Петербурге в 1835 г. в семье выходцев из Германии — военных, юристов, дипломатов. Окончив Главное артиллерийское училище, Струве в 1851 г. поступает на действительную службу, с которой уходит в отставку в 1885 г.
После командировки за границу Струве поступает в Николаевскую инженерную академию, заканчивает ее по первому разряду и начинает свою деятельность в такой важной для России отрасли, как строительство железных дорог — Нижегородской, Саратовской, Рязанской. Как начальник дистанции, Струве строит мосты — через Москва-реку, через Оку у Шурова и Серпухова. Для изготовления сборных частей моста у Серпухова он в 1863 г. организовывает мастерскую в селе Боброве возле Коломны. Впоследствии мастерская стала основой открытого Струве в 1871 г. Коломенского машиностроительного завода, директором которого стал его брат Густав (1833-1882).
В 1867 г. Струве — инженер-капитан при Х Киевском округе путей сообщения, которым руководили генерал П.Четвериков и полковник С.Бобрищев-Пушкин. Он принимает участие в целом ряде строительных работ — прокладывает водопровод в Печерской крепости, вместе с архитектором К.Маевским берет подряд на реконструкцию Царского дворца в Липках. Сгоревший в 1819 г. дворец был передан с 1834 г. в аренду Заведению искусственных минеральных вод. Александр ІІ в 1868 г. распорядился отстроить дворец, получивший в честь его жены название «Мариинский».
Но основной работой Струве в Киеве было строительство железнодорожного моста через Днепр, который соединял Киев с северо-восточными губерниями Российской империи, Москвой и Петербургом. Мост строился на месте второй древней переправы через Днепр, вблизи дельты реки Лыбедь. Мост был начат в марте 1868 г., освящен 4 апреля 1870 г.
На то время это был самый длинный мост в Европе: 1068 м на 13 опорах. Для сооружения железных частей моста на острове против Выдубицкого монастыря была устроена механическая мастерская, в которой обрабатывалось железо (250 тыс. пудов) и собирались фермы.
Опоры моста сооружали кессонным способом, еще не применяемым тогда в России. «Струве счел необходимым водворить на русскую почву этот способ устройства фундаментов, устроив самостоятельно все приборы и машины и приучив к такой работе русских рабочих», — писал историк и журналист Н.Сементовский. Первая опора была погружена на глубину 16 метров за три месяца, вторая — за два, а следующие — за 25-35 дней каждая.
Мост был вначале однопутным. На строительство было затрачено 3 млн. 200 тыс. рублей. Ежедневно по мосту проходило 7 курьерских, почтовых и товарно-пассажирских поездов со скоростью 15 верст в час.
Приехавший в Киев Александр ІІ произвел инженер-капитана Струве в чин полковника. Газета «Киевлянин» писала: «Струве, по общему признанию, воздвиг себе вековечный памятник этим сооружением, и имя его не забудется в истории Киева и Юго-Западного края».
Занимаясь строительством моста, Струве решил еще одну важную проблему для Киева — водоснабжение. В 1869 г. Дума рассмотрела ряд предложений инженеров и предпринимателей о постройке водопровода. Собрание домовладельцев Киева лучшим признало проект Струве. 9 июля 1869 г. городская управа подписала контракт с ним о постройке водопровода за 2 года. Для получения необходимых средств в январе 1872 г. был утвержден устав акционерного общества Киевского водоснабжения. Но строительство началось раньше. Сементовский писал, что «частное общество инженера Струве с 22 мая 1871 г. по сентябрь 1871 г. устроило в городском саду ниже Крещатого памятника водопроводное здание и 3 башни, из которых одна была в городском саду, другая — у восточной стороны ограды Михайловского монастыря». Рядом с каменной башней высотой 20 м был построен резервуар на 11500 ведер воды.
На Александровской, 20 и Набережном шоссе, № 4-10 были построены машинные станции, на Александровской, 53 у склонов Владимирской горки — здание для фильтров. Существует мнение, что эти здания были построены архитектором А.Шилле, с которым Струве сотрудничал во время работ в Мариинском дворце. Здание на Набережной в виде крепостной стены с контрфорсами, предохранявшими его от оползней, сохранилось до сих пор. В 1897 г., когда отмечалось 25-летие Общества водоснабжения, Струве преподнесли серебряную чернильницу в виде здания водопроводного фильтра, изготовленную на ювелирной фабрике И.Маршака.
У городских купален пробурили 4 артезианские скважины, проложили 24 км специальных труб. 1 марта 1872 г. по водопроводной магистрали в дома богатых киевлян, живших на Крещатике и прилегающих улицах, пошла вода. На Крещатинской площади был устроен водозаборный кран, вода из которого продавалась по цене 1 копейка за шесть ведер.
Крещатик, а затем и весь Киев получили благодаря Струве не только воду, но и освещение. Городская дума в лице головы П.Демидова, князя Сан-Донато заключила со Струве контракт на замену фитильных фонарей газовыми.
Для производства газа, добываемого из нефти, Струве построил два газовых завода на Бульонской, 1 и Кузнечной, 52. По Крещатику и центральным улицам были проложены газовые трубы для 1500 фонарей.
6 сентября 1872 г. на Крещатике в присутствии генерал-губернатора князя А.Дондукова-Корсакова, гражданского губернатора Н.Гессе, П.Демидова и других официальных лиц состоялось пробное освещение, а со 2 ноября зажглись 70 фонарей на чугунных столбах.
Фонари горели с 1 августа текущего года по 1 мая следующего, каждый по 2100 часов за сезон. Вскоре газ стали использовать для освещения больших магазинов на Крещатике.
На газовое освещение было много нареканий, но только 23 мая 1890 г. Дума подписала контракт сроком на 12 лет с электрической компанией «Савицкий и Страус».
8 марта 1892 г. 14 дуговых электрических фонарей зажглись на Крещатике. Они горели от сумерек до 12 часов ночи, а потом до утра светили еще долгое время старые газовые фонари.
Струве, уехав из Киева, продолжал строить мосты: в 1872 г. — Кременчугский мост в Украине; Сызранский мост через Волгу по проекту Н.Белелюбского; в 1876-78 гг. — Литейный мост через Неву.
В Украине он построил на Лозово-Севастопольской дороге тоннели и виадуки.
В 1879 г. Струве был присвоен чин генерал-майора. В июне 1882 г. умирает Густав Струве, директор Коломенского завода, и Аманд Егорович принимает на себя руководство крупным машиностроительным предприятием, выпускающим паровозы и вагоны.
Но Киев он не забывает.
30 сентября 1885 г. Городская дума объявила конкурс на лучший проект устройства в Киеве трамвая, Струве принял в нем участие и победил.
8 июля 1889 г. был заключен договор инженер-генерал-майора А.Струве и Киевской городской управы в лице городского головы С.Сольского на устройство в Киеве городских железных дорог. Струве должен был «устроить на свой счет и риск сеть городских железных дорог (трамвай) с подвижным составом и всеми принадлежностями на улицах и площадях, поименованных в п.2 этого договора».
Было создано АО «Киевские городские железные дороги», правление которого во главе со Струве решило предпринять первую в России попытку устройства трамвайной линии с электрической тягой. Струве и группа киевских инженеров разработали проект, положив в его основу опыты военного инженера, уроженца Полтавщины, Федора Аполлоновича Пироцкого по передаче электричества по рельсам… Правление выпустило 4 тыс. акций на 1 млн. рублей. Струве решил применить электрический двигатель по системе Спрага, на что Дума 29 мая 1890 г. дала свое согласие. Рельсы Брянского рельсопрокатного завода были уложены на расстоянии 24 верст 204 сажен. Укладка их была начата 9.09.1891 г., весной 1892 г. были установлены опоры и подвешены контактные провода. Из Коломны прибыли 2 вагона на 40 пассажиров. 9 мая газета «Киевлянин» сообщала: «Вчера в 12 1/2 дня состоялась пробная поездка электрического трамвая на Александровской горе до нижней (т.е. Почтовой) площади. В поездке принимали участие киевский губернатор (Л.П.Томара), городской голова (С.М.Сольский), генерал-майор А.Е.Струве и члены Управы. Вагон шел вверх и вниз по крутой горе вполне удовлетворительно и мог останавливаться без всяких затруднений в разных пунктах уклона».
1 июня ст. ст. началось регулярное движение первого в России трамвая от Царской до Почтовой площади. Тот же «Киевлянин» писал 2 июня: «Вагоны переполнены публикой, причем многие ездят по нескольку раз вверх и вниз, интересуясь этой важной для Киева новинкой».
Так много сделав для Киева, Аманд Егорович Струве остался забытым в памяти потомков.
Он умер 12 сентября 1898 года от болезни печени в своем имении Аннино вблизи Коломенского завода, который он создал и которым руководил до конца своих дней.
Генерал-лейтенант Струве был похоронен 16 сентября на Волковом кладбище в Петербурге.
Так Вы эту статью просили запостить?С ходу не врубился,извините.