Первая такая реконструкция прошла полвека назад. Летом 1958 года ввели в строй двухуровневый путепровод на пересечении проспектов Воздухофлотского и Брест-Литовского (нынешнего проспекта Победы). Развязка по схеме «клеверный лист» значительно облегчила жизнь тем водителям, которые подолгу простаивали перед светофорами на напряженном перекрестке.
Проект путепровода разработали специалисты «Киевпроекта», а строительство осуществили работники Мостоотряда №2. При этом применили новинку, невиданную ранее в мостостроении. Железобетонные пролетные сооружения, из которых смонтирован мост, каждое длиной 22 метра и весом 25 тонн, доставили к месту установки… на автомашинах (для чего использовались повозки особой конструкции).
С тех пор в обиход киевлян прочно вошло понятие «Воздухофлотский мост», или, более официально, «Воздухофлотский путепровод». Широко известно оно и теперь, особенно по радиосводкам о дорожных пробках. Ведь полстолетия назад инженеры-дорожники и подумать не могли о транспортных потоках, подобных нынешним. Для сегодняшних реалий Воздухофлотский путепровод тесноват, несмотря даже на позднейшие реконструкции.
Тем более, что не все «клеверные листы» развязки обеспечены подземными переходами. Но это служит предостережением тем, кто бездумно внедряет в исторические районы города коммерческие небоскребы, еще более усугубляя транспортные проблемы. Вот и около Воздухофлотского моста, за «бермудским треугольником» Дворца бракосочетания, планируют засадить высотку рекордной этажности. Как это отразится на состоянии путепровода – вопрос второй…
А для отцов и дедов тех киевлян, которые с 1958-го пользовались Воздухофлотской развязкой, ее место вызывало ассоциации с совсем другим понятием. За сто лет до Воздухофлотского моста на том же перекрестке стояли так называемые Триумфальные ворота. Что же за триумф стал причиной этого названия?
Солнечным октябрьским днем 1857 года киевляне встречали царя Александра II, впервые посетившего «мать городов русских» после своей коронации. Декабрист Сергей Трубецкой, живший тогда в Киеве, записал в дневнике: «Государь император Александр Николаевич с императрицей Марией Александровной въехал в Киев по дороге из Житомира в 5 часов пополудни. Купечество поднесло их величествам хлеб-соль, у самого въезда были построены триумфальные ворота.
Стечение народа пешего и в экипажах было огромное». Стало быть, триумфатором в данном случае оказался сам царь. Хотя, честно говоря, для государя, насмотревшегося на грандиозные парадные ворота в Петербурге и Москве, киевское сооружение не представляло ничего особенного. Деревянная конструкция скромного размера, декорированная под готику, была похожа, скорее, на элемент временного праздничного оформления.
В. Гартман. Проект городских ворот для Киева. 1869 год
Провинциальный Киев, однако, убедился, что нет ничего более постоянного, чем временное. Деревянная арка простояла еще не год и не два, обозначая городскую черту (уже потом загородное село Шулявку целиком присоединили к Киеву). Правда, киевские негоцианты все же вознамерились заменить импровизированные ворота чем-то более капитальным. Средства для этого купеческое сообщество решило… накопить. Каждый здешний купец пообещал в течение 15 лет, с 1859-го по 1874-й, ежегодно выплачивать в фонд постоянных Триумфальных ворот несколько рублей, в зависимости от гильдии (такой же сбор за 1858 год пошел на ремонт существующих деревянных ворот).
Мало-помалу накопленная сумма росла, и можно было уже заняться практическим воплощением замысла. В 1869 году известный русский зодчий Виктор Гартман составил проект новых городских ворот для Киева. Его творческая фантазия, одухотворенная древними сказаниями о нашем городе, породила нечто сказочно-былинное.
К живописной арке, увенчанной двуглавым орлом и городским гербом (изображением архангела Михаила), примыкала звонница – дабы встречать почетных гостей колокольной музыкой. Позже, увидев этот проект на экспозиции работ Гартмана, великий композитор Александр Бородин отозвался на них фортепианной пьесой «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки».
«Триумфальные ворота». Фото 1870-х годов
Но эффектному замыслу не суждено было осуществиться. «Царь-освободитель», в том же 1869-м вновь наведавшийся к нам, поскромничал и предложил устроить на собранные средства не помпезное украшение, а что-нибудь более полезное (к слову, не мешало бы современным руководителям города и страны проявлять такое же благоразумие!). Верноподданное купечество решило продолжать делать отчисления и после 1874 года – с тем, чтобы обращать накопленные суммы сначала в пользу ремесленной школы, а потом на создание коммерческого училища…
К старым же деревянным «Триумфальным воротам» интерес окончательно пропал. Они постепенно ветшали, в конце концов их попросту снесли, и уже в 1880-х годах о них писали как о несуществующих. Но перекресток Брест-Литовского и Кадетского шоссе (последнее теперь разделено на улицу Черновола и Воздухофлотский проспект) еще долго именовался «Триумфальными воротами». И лишь в течение последних 50 лет Воздухофлотский путепровод носит современное название. Здесь нет ни орлов, ни архангелов, но до сих пор уцелели серпы, молоты и звезды в оформлении Воздухофлотского моста – своеобразных «Триумфальных ворот» советской поры.
Все очень хорошо и интересно, но... "Картинки с выставки" написал не Бородин, а Мусоргский. И редактор не заметил (браво!). Понимаю, что у нас выростает уже второе поколение, абсолютно глухое к серьезной музыке, но хрестоматийные вещи образованному человеку стыдно не знать.
Совершенно верно, ляпсус. Перемкнуло в голове "Богатырские ворота" Мусоргского с "Богатырской симфонией" Бородина. Прошу прощения у читателей и просьба выправить в тексте!
В 60-е годы под мостом была троллейбусная остановка с ностальгическим названием "Триумыальная арка".