Киевское таксомоторное общество, ставшее пионером этого вида транспорта, прекратило свою деятельность в 1914 году – началась Первая мировая война.
«Шашечки» вернулись на киевские автомобили спустя два десятилетия, в 1934-м, когда в городе был организован первый таксомоторный парк. Он располагал четырьмя автомобилями марки «Амо» и 8 работниками. Услуги такси были по карману лишь состоятельным людям, поэтому подавляющее большинство киевлян предпочитало пользоваться общественным транспортом.
Впрочем, увеличению количества «наемных машин» вновь помешала война – на этот раз Вторая мировая.
В 1960-е годы в Киеве наблюдался таксомоторный плюрализм: «шашечки» были у ЗИМов, ЗИЛов-110, «Волг» (с оленем на капоте) и «Побед». Причем такса в них была разной: 1 км проезда в ЗИМе и ЗИЛе стоил 20 копеек, а в «Волге» и «Победе» – 15.
С середины 70-х таксомоторами являлись исключительно «Волги». В них следовало заплатить 20 копеек за посадку, а затем столько же за каждый километр проезда.
Такси являлось недешевым, зато практически безопасным видом городского транспорта. Услуги «частника» были доступнее, но и риск, особенно в вечернее и ночное время, был значительно выше: кто его знает, что он за гусь, этот автолюбитель. А вдруг завезет куда-нибудь в темный лес и пиши пропало? Во многих семьях родители инструктировали дочек: садись только в такси, никаких «частников»!
Недоверие многих киевлян к «частникам» зафиксировал тогдашний анекдот. Женщина на улице «голосует», а такси одно за другим проносятся мимо. Наконец, возле нее тормозит «частник» и спрашивает: «Куда Вам?» Дама подозрительно косится: «Вы же без шашечек…» Водитель: «Послушайте, Вам нужны шашечки или нужно ехать?»
Впрочем, «поймать» такси было нелегко. Самый простой вариант – подойти к бровке и поднять руку. Многие поступали именно так, не подозревая, что на самом деле нарушают правила. Дело в том, что формально таксист обязан был брать пассажиров только на официальных «стоянках». Хотя в действительности на этих «стоянках» стояли не такси, а пассажиры – в ожидании таксомоторов.
Самая знаменитая в Киеве стоянка такси находилась на Бессарабке. Там всегда была очередь, подчас немаленькая, однако она двигалась сравнительно быстро. Пассажир, чья очередь подошла, садился в салон автомобиля и называл конечный пункт поездки. Однако таксист не спешил нажимать педаль газа. Он выходил из машины и с деловым видом направлялся к очереди в поисках попутчиков. И лишь полностью заполнив салон, маэстро брался за баранку…
Заезжали на стоянку и такси с желтым огоньком – в их салоне уже сидели пассажиры. Водители, приспустив правое стекло, выкрикивали: «Березняки!.. Святошино!.. Теремки!..» Те, кому оказывалось по пути, вне очереди становились пассажирами. Однако гражданам, стоявшим в «хвосте», слова водителей были неслышны. Автор этих строк, например, до сих пор помнит пожилую даму, которая, боясь упустить свой шанс, все время переспрашивала: «Что? Куда он едет? В Дарницу?» Из передних рядов ей кричали: «На Сырец!» или «На Чоколовку!», на что она всякий раз возмущалась: «Ха! Нашел, куда ехать!»
Постоять в очереди на такси можно было также возле магазина «Секунда» на площади Калинина (ныне Майдан Незалежности), у ЦУМа – со стороны улицы Ленина (Богдана Хмельницкого), на площади Толстого, на Красной (Контрактовой) площади. А вообще, в 1979 году в Киеве официально насчитывалось 115 (!) «стоянок таксомоторов».
В 1981-м в Киеве работали четыре таксопарка – на улицах Пархоменко (ныне Дегтяревская), 25а, Гринченко, 18, Перспективной, 3 и Брацлавской, 46. На городские дороги ежедневно выходили более 3 тысяч легковых автомобилей, перевозившие за день 110—120 тысяч пассажиров.
Как и в нынешние времена, такси можно было вызвать по телефону – в Центральное бюро заказов, располагавшееся по Красноармейской, 15 (угол Рогнединской), следовало звонить 082.
Однако в тогдашнем сервисе имелись свои особенности. Во-первых, такси нельзя было, как нынче, вызвать «на сейчас». Согласно справочнику «К услугам киевлян», изданному в 1988 году, «срочные заказы принимаются не позже, чем за 30 мин. до обусловленного времени подачи машины». Во-вторых, пассажир оплачивал проезд таксомотора к месту вызова (правила оговаривали, что эта сумма не может превышать 1 рубль, но и это было немало). Кроме того, следовало уплатить комиссионный сбор за оформление заказа – 30 копеек.
Зато были и свои преимущества. Например, предварительный заказ на такси можно было делать за двое суток.
По телефону 082 можно было заказать такси также из вагона поезда, едущего в Киев из Москвы, Адлера, Херсона, Кисловодска или Баку. Кроме того, можно было зарезервировать машину с «шашечками» с борта самолета, совершающего посадку в аэропорту «Борисполь».
Самая длинная и самая "блатная" стоянка такси была на ж/д вокзале. Там было всё то же самое, только в гипертрофированном масштабе. Там еще были контролёры, которые быстро утихомиривали бардак и сажали всех подряд, очередь двигалась быстрее.
Можно было договориться с водителем при подходе к стоянке и подойти с клумаками чуть ниже стоянки по Коминтерна, там он тебя подбирал "вне очереди и контролёра":).
В перестроечные и независимые времена появилось явление водил, ловящих своих пассажиров прямо на перроне вокзала. Потихоньку изживается с появлением мобильных телефонов и возможностью заказать мотор прямо с поезда по божеской, а не "вокзальной" цене.
А еще в такси всегда можно было купить водку во времена горбачёвского запрета. от 10 до 15 рублей за бутылку. Сейчас водки хоть отбавляй, зато таксисты знают, где "девок" найти.
"Фильтр" - сленговое название "стоянки" на жирном месте. Фильтровые стояли везде и платили крыше. Мож, сейчас и продолжают платить, не знаю:).
А еще были советские маршрутные такси - 15 копеек за поездку, РАФики. Я точно помню один такой, шёл с площади Дзержинского в район Тверского тупика. Кто-то еще помнит такой транспорт?