Раньше все три дома отчетливо выделялись на фоне неба и зелени. Этот вид на самое высокое строение Крещатика был несомненно визитной карточкой столицы Украины. Сейчас его нет. Современный дом стал служить гигантским «задником», «сожравшим» глубину пространства. Этот эффект аналогичен тому, какой мог бы быть достигнут вследствие сооружения небоскреба на территории, скажем, Петропавловской крепости сразу же за собором.


Печальные адреса


Я специально поднялся к новостройке. Если рассматривать здание с ул. Лютеранской, на которой оно стоит, то сооружение прекрасно вписано в окружающую среду. Но вот посмотреть со стороны ул. Богдана Хмельницкого никто не догадался.


Сходную ситуацию можно наблюдать и на бульваре Шевченко, 11, где вырос величественный


13-этажный жилой корпус. Создатели сохранили прежний фасад здания конца XIX века, представляющий историческую ценность. Внешний вид комплекса выдержан в стиле окружающих его архитектурных строений.


Все бы хорошо, но строители не учли, что исполин выходит «кормой» в сторону парка перед Красным корпусом университета


им. Шевченко. Теперь, если смотреть от вуза на открывающуюся панораму, высшей точкой ее является отнюдь не памятник Кобзарю. Слева над линией крыш вздымается тыл циклопической башни. Классическая киевская панорама, существовавшая добрых два столетия, теперь утрачена.


он выдавал раньше разве что Лаврскими куполами да колоссальным монументом Родины-матери. Сейчас к ним прибавился пресловутый «дом на Грушевского, 9а». А ведь Киеву вообще-то свойственно прятаться в собственный непростой ландшафт. Линии крыш городских кварталов, с какого бы места на них ни смотрел, образуют плавную кривую



Но в последнее время это правило не соблюдается. То тут то там вверх вырывается очередной небоскреб-новостройка, а то и целое их семейство. Именно их силуэты и делают киевский пейзаж чужим. Никто теперь не сможет увидеть бульвар Шевченко таким, каким он был раньше. На его пересечении с улицей Саксаганского по адресу 37/122 возводится очередной бессмысленно огромный комплекс.


И это еще не все. Если, встав перед этой новостройкой, сделать поворот вокруг оси, то заметишь, что силуэт Киевского цирка уже не прорисовывается четко на фоне неба — над ним черными глыбами нависают громады жилых домов на месте старинных кварталов.



перед оперным театром воздвигли аналогичное сооружение — дом для работников науки (ул. Владимирская, 51/53). Просчеты проектировщиков и строителей уже не исправить.


Но этот горький опыт никого ничему не научил. Перед Николаевским костелом, известным также как Дом органной и камерной музыки, воздвигают очередную башню. Еще один уголок старого Киева утрачен.


В охраняемой зоне Подола, где превалирует двух-трехэтажная застройка, на улице Сковороды возвышается огромный офисный центр «Подол — Плаза» из ярко-синего стекла. Этот «кубик Рубика» нависает над старинной действующей церковью. Опять разрушена киевская аура.


Безвозвратно утерян еще один киевский вид — на уникальный фуникулер и зеленый склон, увенчанный Андреевской церковью. На Почтовой площади воздвигают гостиницу. Это место застроено весьма плотно и скоро перестанет именоваться площадью из-за отсутствия, простите за каламбур, свободной площади. Церковь-новодел, в «которой стоял гроб с телом Тараса Шевченко», здесь непосредственно соседствует с американским храмом гамбургеров. На фоне этих «шедевров» совершенно потерялся подлинный «почтовый домик», некогда бывший зрительным центром этого киевского уголка. Теперь прежняя Почтовая площадь Киева сохранилась только на старых открытках…


Нескоро вновь спрячется за листвой вековых деревьев бывший Октябрьский дворец. В процессе «реконструкции Майдана» их попросту вырубили. Очевидно, для того, чтобы лучше был виден выстроенный над улицей Институтской пешеходный мост, напоминающий макет железнодорожного путепровода для комбинированных съемок сцен из жизни партизан времен Второй мировой войны.



Нелеп огромный фаллический небоскреб на пересечении бульв. Леси Украинки и ул. Мечникова. Его громадина втиснута в маленький треугольник на месте скверика и торчит на перекрестке в окружении шумных транспортных потоков, ничуть не гармонируя ни с панорамой поднимающегося вверх бульвара, ни с соседним старинным парком больничного комплекса.


Но самый знаменитый и зловещий адрес новостройки в Киеве — пожалуй, площадка на месте снесенного дома на Крещатике, 5. Вместо здания, известного тем, что после войны его целиком переместили на новое место ради расширения проезжей части главной улицы столицы (что уже само по себе делало его городской достопримечательностью) намереваются соорудить очередной небоскреб. Ну это уже наваждение какое-то — на углу вливающихся в площадь улиц строить что-либо грандиозное. Спор идет только вокруг количества этажей. То, что проектирующийся колосс никак не впишется в окружающую панораму и вознесется своей главою выше «столпа» на майдане Незалежности, не волнует никого.


Беспощадные реалии рынка


В Киеве имеются даже «идеологические» сторонники идеи подобных «столпотворений». Через СМИ свое мнение неоднократно доносили до общественности сотрудники Института урбанистики. Так, по их мнению, проектирующийся небоскреб на Крещатике должен иметь не менее 20 этажей. В этом случае его строительство разве что сумеет свести к нулю все затраты на его создание. Доход же инвесторам это здание способно приносить только в случае, если будет иметь более 20 этажей. Поэтому киевлянам и предложен проект здания высотой от 110 до 130 метров. Пока он не утвержден, но тенденция налицо. Руководители и архитекторы института, судя по их выступлениям, ставят на первое место получение прибыли. Соблюдать масштаб и сохранять характер архитектурного ансамбля Крещатика они не торопятся.


Обидно, что с точки зрения рыночной экономики они стопроцентно правы. Безоговорочная ориентация на сохранение «историчности» и сложившихся характеристик среды снижает экономический (рентообразующий) потенциал городской территории, особенно ее центральной части. Об этом свидетельствует зарубежная практика.


Создается замкнутый круг — непривлекательная для коммерческих вложений территория становится дотационной. А содержать ее городской бюджет может только при сохранении чрезвычайно высокой доходности других территорий и высоком экономическом потенциале города и общества в целом. Очевидно, что наступление на старину так или иначе будет продолжаться.


Спасти «бесценные пустяки»


Киев, конечно, древний город. Но строений эпохи Киевской Руси, по понятным причинам, почти не сохранилось. Тот исторический город, который мы созерцаем, создавался в конце XIX и на протяжении XX вв. Отдельные исторические объекты, памятники архитектуры более раннего прошлого в застройку только вкраплены. Их очень мало. Сложилось так, что лицо Киева всегда определялось не столько архитектурой зданий, сколько его неповторимым ландшафтом.


Киев — это в первую очередь его рельеф, зеленый убор, панорамы днепровских круч. Существует специфическая киевская проблема, которая заключается в том, что особенно важно «привязать» новостройки не столько к окружающим их более ранним сооружениям (которые не столь уж стары и достаточно эклектичны), сколько к ландшафту.


Именно поэтому небоскребы плохо вписываются в киевские панорамы. Киев всегда был по сути провинциальным губернским городом. Недаром уже во времена СССР говорили: Ленинград — город-музей, Москва — мегаполис, а в Киеве можно просто удобно жить. Отсюда и уютные зеленые дворики, довольно просторные, чтобы в них запросто воткнуть небоскреб с подземным паркингом.


Каменные колодцы и мешки, знакомые нам по сериалам из жизни больших зарубежных городов, для Киева совершенно нетипичны. Только у нас до сих пор можно встретить практически в центре города частный дом с водопроводной колонкой рядом и прямо-таки сельской завалинкой у входа. Таких уголков с каждым годом становится все меньше. Вместе с ними уходит неповторимое очарование, определенная дружественная человеку среда. Исследователи утверждают, что она была создана в Киеве не ранее конца XIX и начала XX века и представлена преимущественно рядовыми доходными домами. Зачастую они сами по себе не имеют архитектурной и исторической ценности, что и делает их в случае необходимости «легкой добычей» застройщиков.


А между тем в Киеве есть почти идеальные места для экспериментов архитекторов. В основном Левобережье. Может, стоит возродить старую идею превращения территорий возле станции метро «Левобережная» в новый Крещатик, деловой центр? Здесь исполинские комплексы смотрелись бы великолепно. Тем более что в этом месте находится старая высотная гостиница «Турист» и несколько таких же крупных долгостроев. Есть даже вполне современный огромный греко-католический храм. Киевский Манхэттен вполне уместно создавать именно здесь. Из окон офисов открывался бы превосходный вид на не испорченный цивилизацией правый берег.


Ну а пока в погоне за прибылями строители уже возводят очередную высотную коробку в непосредственной близости от дома на Крещатике, 25. Так сказать, для симметрии.