Анатолий, ответь, пожалуйста: зачем ты, уже несколько лет проживающий за границей, приезжаешь в Киев? В гости? На родину? За вдохновением?..
— Казалось бы, можно уже забыть все здешнее, но — не забывается. Это и есть причина. Хоть и знаю, что не увижу то идеализированное, что хотелось бы видеть. По этому поводу я написал такой стишок:
Воспоминания хорошие,
плохие,
При всех различиях и
нечто единит,
Отсюда — двойственное
чувство ностальгии:
И кушать хочется, и
наперед тошнит.
Причем должен признаться, что чувство тошноты усиливается, когда каждый год вижу, как изменяется город, что с ним происходит. А происходит следующее: Киев перерождается в «Хутiр Кияни». Те, кто здесь никогда не рос и не жил, успешно превращают город в «Парыж» согласно своему местечково-колхозному разумению. Нелепая, неуместная архитектура, варварская застройка… Собственно, началось это не теперь, а довольно давно; для начала поставили стеклобетонного урода напротив Оперного театра, позже был изуродован Подол. И ничего, все проходило успешно. А уже в наше время с прорабским размахом постарался Омельченко. Он сделал с Киевом такое, что обычных слов для описания этого недостаточно. Удивительно то, что это, несмотря на все оптимистические ожидания, продолжается. Происходит, собственно говоря, страшный процесс: неконтролируемый рост города. Если подобное случается с клетками живого организма, это называется рак. В нашем случае — рак города. Не хотелось бы, чтобы с Киевом произошло то, что обычно происходит в таких случаях с людьми, но город — тоже живая система…
Не мое дело, в общем-то, искать причины происходящего, но вопрос, лежащий в основе всего, один: зачем Киеву столько жителей? Не говоря уже о качестве этих жителей… В столице должно собираться все лучшее, что есть в стране, пока же происходит совершенно наоборот. Кого хватает, так это разнообразных и не слишком грамотных офис-юношей, этаких упитанных молодых людей в галстуках, которые ничего не производят, живут только за счет перепродаж чего угодно и самим своим существованием доказывают, что деньги можно делать из воздуха, даже не обрабатывая его. Не отстают в этом отношении расплодившиеся чиновники, которым, казалось бы, торговать нечем, но и у них есть свой товар — слова «да» и «нет», которые часто стоят выше реальной продукции. Своеобразное впечатление производят политики, часто пахнущие нафталином, которые в предвыборный период, придав своим лицам кто демократическое, а кто решительное выражение, участили хождение в народ по большой политической нужде. Очень интересно потрясающее количество банков, которых на единицу площади, думаю, уже больше, чем в Швейцарии, однако не похоже, чтобы качество жизни людей успевало за количеством банков. Но самое большое впечатление произвела, казалось бы, мелочь: в одном из рекламных роликов с приглашением на работу (видел в метро) значилось: регулярная зарплата!!! Можно ли представить себе подобное в приглашении на работу где-нибудь в Европе?
Что ты можешь сказать о нынешнем уровне нашей столичной культуры? Впечатляет?
— Всего лишь несколько лет назад на улице невозможно было услышать такое количество мата, как теперь. Причем от кого угодно, особенно в диалогах молодежи обоих полов, которая, похоже, считает это нормальным явлением. Язык, на котором говорят, тоже испорчен: не русский и не украинский. Это тот самый повсеместно торжествующий суржик, который получил такое распространение благодаря притоку в столицу вышеупомянутых жителей соответствующего качества.
Неужели для того, чтобы селить в Киеве жителей бывших местечек, колхозов и поселков городского типа, этот город нужно уродовать так называемой «новоукраинской архитектурой», непереносимым количеством отравляющего воздух транспорта и теми, кто в этом транспорте ездит? Для того ли этот город создавали и веками берегли?
Я уже упомянул о суржике, но, видимо, надо немного шире: здесь целый узел — языковый вопрос. Когда меня спрашивают, что я думаю о государственном языке, я отвечаю, что думаю о двух государственных языках. Обычный контраргумент: а вот в той же Германии — один, во Франции — один, и даже в Америке — один. Но в Швейцарии, которая граничит и с Германией, и с Францией, этих языков — четыре. А в Канаде, которая граничит с Америкой, — два. Все просто: там, как и в Украине, так исторически сложилось, и указанные страны, будучи демократическими, соответственно и решили этот вопрос, дали всем частям населения то, чего они хотели. Поэтому, если Украина желает видеть себя причисленной к демократическим странам, она должна поступить точно так же. Другими словами, или демократия есть для всех, в том числе и для русскоязычных, или ее нет. Как в случае с хвостом ослика Иа: или хвост есть, или его нет совсем. А национал-демократии не бывает, это полпути к национал-социализму…
Влияют ли эти твои взгляды на творчество?
— Отражается ли это как-то на том, что я делаю? В жанре слова — да. А вот в карикатуре — нет. Вернее, скажем так: напрямую — не отражается и никогда не отразится. Дело в том, что я не люблю тем, лежащих на поверхности, однодневных картинок. Тем более посвященных конкретным персонажам. Это то же самое, что написать на стене или заборе чью-то фамилию, добавить тире и слово «дурак». Есть, конечно, карикатуристы, которые именно таким образом создают свои творения, но понять их можно: кушать хочется всем.
Я уверен, и уже не один раз говорил, что карикатура должна показывать не отдельно взятого идиота с преувеличенным носом или ушами, а суть того, что происходит. Суть процесса, явления, поступка. В своем интервью газете «Лаузитцер Рундшау» я тоже говорил об этом. Кстати, о юморе в Германии: есть такой популярный, действительно смешной мультсериал «Огги и кукарачи», кажется, французский, про забавных котов и тараканов, его здесь регулярно показывают. Там только изображение и музыка. Так вот, в Германии его снабжают сопровождением в стихах, дабы подрастающее, да и старшее поколение лучше понимали, что именно происходит. И карикатуры там тоже на 90% с текстом, этакие иллюстрированные анекдоты. Когда я спросил знакомого, почему так, он ответил: «Мы, немцы, любим, когда нам подробно объясняют». Так вот, с моей точки зрения, карикатура не должна быть такой «подробно объясняющей». А с другой стороны, она должна быть без зауми, что тоже иногда наблюдается, когда некоторым авторам хочется еще что-то выжать из себя, хотя выжимать уже почти нечего. Как говорил когда-то режиссер Ленинградского театра комедии Акимов: «Самый большой талант — скрыть, что таланта уже нет». Слава Богу, что в Украине есть много толковых, профессиональных, нормальных и талантливых людей, которые могли бы принести много пользы и себе, и обществу, живи они в других условиях. Но ввиду существующих условий жизни они практически лишены возможности найти себе применение. Что ж, если Украине больше нужны упомянутые выше клерки, спекулянты и взяточники, у нее есть очень большие шансы в будущем с ними и остаться. Если ничего не изменится.
Кстати, о надеждах на изменения в связи с грядущими выборами. Как думаешь, Украину ждут перемены?
— Я не знаю, кто за кого собирается голосовать и собирается ли делать это вообще. Тем более не собираюсь давать какие-либо советы на этот счет, потому что и выборы, и советы, как мне кажется, мало что дадут. По этому поводу у меня имеется следующий стишок:
Хоть вы объединяйтесь,
хоть делитесь,
Все это надоело и не ново,
И как, друзья, вы, в общем,
ни садитесь,
А результат известен.
От Крылова.
У всех есть свои минусы, как же без этого… Например, одни не выполнили обещания о статусе русского языка и, похоже, уже сейчас пытаются предварительно объяснить, почему не смогут сделать это и потом. Другие включили в свой список уродователя Киева, палача киевской архитектуры, бывшего мэра Омельченко. лично для меня этого достаточно, несмотря на все их заклинания. Продолжать можно и дальше, но стоит ли? Только об одном нельзя не сказать, вернее — не задать риторического вопроса: до каких пор бабушки в пуховых беретах будут бессмысленно голосовать за свое счастливое прошлое, которое все равно не вернется, за социалистов, коммунистов? Неужели следует просто, цинично и с надеждой ожидать естественного возрастного исчезновения этого электората? Жестоко, но похоже, что так. Жаль только, что страна теряет время, а люди — последнюю уверенность в чем-либо положительном, некоторые — уезжая, а некоторые — просто выживая. Вот я, например, уехал. Правильно ли я поступил? Для себя — проблематично, поэтому и приезжаю. Но вот для сына, видимо, стопроцентно правильно. Он живет в нормальных условиях. Не без проблем, конечно — без них нигде не бывает, но это нормальные проблемы. С Киевом, как меня, его ничего не связывает. Один раз после отъезда побывал здесь и сказал, что больше не поедет. У него своя, новая жизнь. Полностью усвоил язык, отучился в начальной школе, теперь — в гимназии. Там учит японский и английский языки, потом собирается в университет. Взяток за поступление давать не придется — как-то не принято… Я уверен в его будущем — это и была главная причина отъезда, ради чего стоило даже переступить через на себя, что я и сделал. Уже в Германии написал по этому поводу такой стишок, называется «Начало итогов».
Я сделал главное — сюда
я вывез сына,
Все бросил, изменив
событий ход,
Но жизнь не кончена, и мне
не все едино,
Что будет. Вдох — и
далее вперед!
Беседовал Александр Анисимов
Рисунки Анатолия Лернера
Автор все хорошо подметил, но нельзя согласиться сего высокомерным отношением к "понаехавштим" киевлянам. Ведь кореннве киевляне или уехали, или оставшиеся вымирают, не размножаются в самом простом биологическом смысле слова. Кто же должен жить в Киеве 7
Молодой чел! Большая часть перемен как в архитектурном, ландшафтном облике, так и в уровне культуры, доброжелательности, тактичности жителей Киева, не только не вписывается в его исторически сложившийся образ, но и носит вопиюще-маргинальный характер. Отсутсвие эталонов говорит о Вашей неискушенности в этих вопросах.
родной мой искушенный,
Про архитектуру: субъективно мне что-то нравится, а что-то нет (я, собственно, так и написал). Объективно--рассудит история. Многое новое вначале вызывает неприятие; расхожий до пошлости пример--Эйфелевая башня.
Про культуру и доброжелательность: ну вот не хуже мировых стандартов (европы и австралии). Есть бычье-реднеки, есть выпендривающиеся эстеты, есть просто милые и добрые люди. Последних на душу населения в Киеве больше, чем в любом другом знакомом мне городе. Последних, правда, не так уж и много.
И что такое исторически сложившийся образ? Городу что теперь остановится вот на том этапе, на котором он Вам лично нравится? Спешу заметить, что сложившийся(завершенное время) образ Киева--это красивый провинциальный город, после Москвы, Питера и Новосибирска. Складывающийся (настоящее время) образ: столица европейской страны. Город ведь движется, растет, а вы его под музейное стекло хотите...
А "Эталону" я и вправду предпочитаю Килкенни. Но это дело вкуса 🙂
Вам из Австралии виднее 🙂
ну уж точно виднее, чем Лернеру: я уехал-то года полтора назад, а этим летом точно также был в киеве
Как пишет http://e-grishkovets.livejournal.com/profile" rel="dofollow" target="_blank">http://e-grishkovets.livejournal.com/profile" target="_self" class="i-ljuser-profile" >http://l-stat.livejournal.net/img/userinfo.gif?v=17080?v=115.1" />http://e-grishkovets.livejournal.com/" class="i-ljuser-username" target="_self" >e_grishkovets, "самое сложное – это стараться любить и принимать то, что есть. То есть то время, в котором живёшь".
Это я к тому, что если "усиливается чувство тошноты от того как меняется город", то это, может быть, от того, что человек любит не киев, а себя молодого в нем (соответственно тоже 40-летней давности).
Да, город (теперь столица) растет и впитывает себя новое. Архитектура меняется, и не всегда в худшую сторону. Что оболонские липки такие уж ужасные? а новые кварталы на подоле? Субъективно, мне и майдан нравится в своей хаотичности и аляповатости; ведь крещатик весь такой, еще от сталинской правой стороны: «для города слишком сладко, для торта слишком громоздко». Да, те кто в транспорте порой вызывают отвращение. Но стоит зайти, к примеру, в мед универ и самые прилежные студенты (а, значит, будущая интеллектуальная элита города), как правило, приезжие.
Так что ярлыки «жителей соответствующего качества», возможно, больше ко двору в Германии, поближе так к Дахау (там, помнится, тоже людей на высших и низших делили).
Про транспорт и вовсе смешно: если город растет, то без оного сложновато…
Так что не надо. Киев растет как растет, и никакого «рака». Я с удовольствием привезу туда своих детей и, знаю, найду как их в Киев влюбить. Не как в родину, но как в красивый город: парков, Днепра, церквей, кафешек и дворов…