Несмотря на помаранчевую революцию и отмену виз для граждан ЕС, США, Канады, Швейцарии и Японии, на международном туристическом рынке украинская столица все еще остается непопулярной.


Причин несколько: убогий сервис наших отелей, неразвитость туристической инфраструктуры, отсутствие рекламы. Есть ли надежда на оздоровление ситуации?


Впрочем, по правде говоря, туристический поток из-за рубежа увеличился. В первом полугодии 2006-го Киев посетило свыше 500 тыс. туристов, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Темп роста официального объема предоставленных услуг составил 40%. Возросло и количество экскурсантов, обслуженных туристическими фирмами.


Но разве это объемы? Вернее, разве это те объемы, которые может «перелопатить» туристическая отрасль?.. Раньше один только «Интурист» обслуживал до пяти тысяч гостей из-за рубежа. В сутки! Сейчас – пять тысяч человек в год…


Нехватку гостиниц любых категорий можно частично восполнить, реконструируя и модернизируя имеющиеся. Однако киевские отельеры еще до проведения реконструкций порой выставляют такие цены, что волосы становятся дыбом. 150-300 долларов за ночь в обычном номере – такого даже в Париже нет!


Власти же не могут повлиять на ценовую политику гостиниц, поскольку государственное регулирование цен на этот вид услуг в стране отсутствует.


Экономисты подсчитали: если в столице появится еще 40–50 отелей, то ценовая монополия исчезнет. Но вы хоть где-то слышали, чтобы власти активизировали работу по введению прозрачного механизма выделения земельных участков для строительства гостиниц?..


Аналогичная ситуация – и с ресторанами. Во многих западных странах компания из трех человек может спокойно поужинать в уютном заведении такого рода за 10–20 долларов на человека. В большинстве наших заведений за эти деньги можно разве что продегустировать безалкогольные напитки и поцеловать швейцару руку…


Директора ресторанов почти не скрывают: высокие цены держат из-за необходимости регулярно давать взятки всевозможным проверяльщикам. «Клиентов у нас немного, а вот инспекторов – десятки», – жалуются представители сферы общественного питания.


В украинской столице совершенно не развита сопутствующая туринфраструктура. Например, нет туалетов. Если за рубежом, в том числе в бывших социалистических странах, бесплатных мест общественного пользования полным-полно (особенно в городах), то у нас бесплатный туалет – нечто из области фантастики. Есть такой на Центральном железнодорожном вокзале, но он так надежно «спрятан» в подвал, что к нему вряд ли проберутся инвалиды и граждане с детьми.


Уже три года в Киеве говорят об открытии центров туристической информации. Подобные структуры действуют во всех крупных европейских городах и распространяют информацию для туристов (на разных языках), оказывают консультационные услуги. Более того – подобные центры есть во всех крупных аэропортах, вокзалах и даже торговых центрах. Недавно автор этих строк вернулся из Дубая (ОАЭ). В каждом солидном тамошнем торгово-развлекательном центре есть информбюро с печатными материалами на разных языках, работают экскурсоводы, для групп туристов организовываются различные презентации.


У нас же вопрос о центрах туринформации бесконечно обсуждают… До сих пор районные госадминистрации не предоставили конкретных предложений относительно мест их расположения. Главное управление гостиничного хозяйства, туризма и курортов КГГА направило предложения в Главное управление коммунальной собственности о возможном выделении нежилых помещений под центры. Но в ответ получило форменную отписку.


А проводятся ли в Киеве хорошие экскурсии? Недавно ради эксперимента я приобрел тур по столице Украины от бюро «Краєвид» (касса расположена у Центрального ж/д вокзала). Длительность вояжа – два с половиной часа. Из них 45 минут ушло на осмотр Флоровского монастыря, а вот Киево-Печерская лавра, Софийский и Владимирский соборы, Мариинский парк и Мариинский дворец, Андреевский спуск и днепровские кручи почему-то остались «за кадром».


В свое время киевские власти обещали, что в парке «Хрещатий» будут построены кукольный театр, фонтаны с подсветкой. В дальнейшем – обязать каждый район города обустроить на своей территории туристическую зону, что предусмотрено муниципальной Программой развития туризма. Даже определили первые такие зоны: на Подоле (Андреевский спуск), на Печерске и в Шевченковском районе. Предполагалось, что эти территории будут насыщены всей необходимой туристической инфраструктурой: кафе, кинотеатрами, театрами, киосками, информационно-рекламными центрами, местами парковки автобусов и легковых машин, переходами. То есть, по идее, в Киеве должны были появиться зоны отдыха, где человек смог бы проводить целый день.


Планы, планы, планы… Внедрения – ноль.


Комизм ситуации в том, что фонтанами с подсветкой и всяческим зонами искушенных иностранцев не удивишь. Они уже нагулялись в аквапарках, диснейлендах, океанариумах и так далее. Надо придумывать что-то оригинальное и совершенно необычное! В том же Дубае туристов привлекают роскошью и гигантизмом: самое большое здание – у нас, самый большой Диснейленд – у нас, самый крупный центр качественных китайских товаров – тоже у нас.


Понятно, что в Эмиратах на туризм выделяется значительно больше денег, чем в Украине. Но зачем выделять деньги на то, что интересно только чиновникам?..


Полистал газетные подшивки и обнаружил, что бывший глава Киевской городской госадминистрации Александр Омельченко обещал открыть аквапарк в столице еще в 2003 году. Не открыл… А в одном из интервью заявил: «бассейн – дело дорогое и невыгодное», на подогрев воды, мол, тратится много энергии. Странно, но сегодня бассейны с подогревом есть чуть ли не в каждом уважающем себя объекте размещения – к примеру, в трехзвездочном отеле «Лидия» в Феодосии или в санатории «Теплиця» в Виноградовском районе на Закарпатье. О таких небогатых странах, как Болгарии и Турция, можно и не говорить – там отелей без бассейна даже не проектируют. Нужели у киевского бюджета гораздо более скромные возможности, чем у инвесторов районного масштаба?..


За рубежом в каждом отеле в рецепции на стеллажах лежат карты города, буклеты, туристические справочники – любой постоялец может их взять бесплатно. В каждом немецком городе есть центр туристической информации, где за один евро вам дадут великолепный цветной путеводитель. А вот чтобы киевские власти выделяли деньги на массовые тиражи качественной полиграфической продукции – что-то я об этом не слышал…


Помнится, еще летом 2005-го начальник столичного Управления туризма и отельного хозяйства Николай Грицык пообещал, что в самое ближайшее время в Киеве начнет курсировать экскурсионный автобус, в котором при помощи аудиосредств можно будет проводить экскурсию одновременно на нескольких языках. На дворе – лето 2006-го.


«Самое ближайшее время» все еще не наступило…