Вагончики сначала побежали по Большой Васильковской улице, от Жандармской (ныне Саксаганского) до Демеевки, тогда и была основана служба по ремонту путей, которой 12 августа исполняется 115 лет.
Объявления на трамвайных павильонах гласили: «Управление Киевской городской железной дороги доводит до сведения публики, что открывается пассажирское движение вагонов по Большой Васильковской линии. 2!й вагон отходит: со станции «Лыбедь» (Демеевское шоссе) в 7.00. С разъезда №13 (ул. Жандармская) в 7.23. Последний вагон отходит: со станции «Лыбедь» в 22.00.
С разъезда №13 в 22.23 вечера. Плата за проезд в один конец — 5 копеек. Отправление вагонов из конечных пунктов — через каждые девять минут». Вскоре трамвайные рельсы проложили и до Европейского отеля, на самом Крещатике.
«Пшик» убрали. Строительство нового вида транспорта началось бешенными темпами. Уже на следующий год конные упряжки потянули трамвайные вагончики от Крещатика на Васильковскую и в район теперешней Львовской площади, затем рельсы проложили и до Кадетского шоссе (район Воздухофлотского проспекта) и к ул. Кирилловской (теперь Фрунзе). Вскоре стало ясно, что трамвай на основе конки — пшик, он не мог преодолевать крутые киевские подъемы и очень медленно едет. Лошадей оставили в покое, а на смену им по Крещатику запустили первый паровой трамвай. Паровоз страшно гремел, густой черный дым постоянно стоял над улицей, отравляя воздух, а вой выходящего из трубы пара страшно пугал лошадей и проходящих мимо киевлян.
Нужно было что-то менять, и инженер Струве предложил запустить в Киеве электродвигатель и заказал в Коломне вагоны на электрической тяге. Началась стройка трамвайной колии, и вскоре по Александровской улице и спуску пошел первый электрический трамвай, случилось сие событие 2 мая 1892 года. Газеты того времени писали об этом событии с большим восхищением, мол, трамвай спокойно преодолевает крутые склоны, останавливается, а киевляне, распробовав этот вид транспорта, начали массово пользоваться новинкой.
Трамвайные рельсы начали быстро распространяться по Киеву и уже перед началом первой мировой войны (1913 г.) трамвай расположился на более чем 170 км, а это 21 трамвайный маршрут и 224 вагона, которые за год перевозили более 64 миллионов человек!
Упадок. Война, как мировая, так и гражданская поставила жирный крест на киевском трамвае: вагоны были разбиты, трамвайные рельсы разворованы, мосты взорваны… Только в 1929 году трамвайное хозяйство было восстановлено. Тот же упадок этот вид городского транспорта пережил и во вторую мировую. На трамвае в Пуща-Водицу наши солдаты уезжали прямо на передовую. С приходом в Киев фашистов трамваи в городе замерли. Но советская власть буквально на следующий день после освобождения столицы приказала за четверо суток (!) восстановить трамвайное сообщение в Киеве, что и было исполнено.
Дедушки-трамваи: по городу бегали одновременно и конки, и паровоз, и «электричка»
Пугающий лошадей
Паровой трамвай (район Бессарабки. 1892 год). Вагоны страшно грохотали, а свист от паровоза вводил в шок лошадей, которые иногда срывались со всех ног бежать по переполненной народом улице. Детище инженера Струве вскоре пришлось заменить.
Электрические первенцы
Александровский спуск (теперь Владимирский, 1892 год). С этих вагончиков №1 и №2 началась история трамваев на электрической тяге, они бегали вниз на Почтовую площадь, приводя в восторг киевских обывателей, привыкших ходить пешком.
Старт по-царски
Европейская площадь. Теперь на ней нет даже троллейбуса. А в далеком 1892 году, когда она называлась Царской, пассажиры платили за проезд 5 копеек, садились в неуклюжий паровик и, прикрывая лицо платочком от едкого черного дыма, отправлялись в путь.
Как изменялся тариф на проезд
? С появлением первых трамваев цена билета зависела от расстояния и маршрута следования. Например, проезд по первому тарифному участку стоил 5 копеек, а за каждый последующий приходилось доплачивать еще по 3 копеечки (деньги на то время это были немалые, за пятак можно было купить две буханки хлеба).
? С 1925 года стоимость проезда подняли. Билет на трамвай можно было купить за 10 копеек для проезда по одному участку, за два платили по 15, а за три по 20 копеек.
? С 1931 года цена поднялась до 15 копеек. Теперь в любом направлении и на любое расстояние люди ездили за эту сумму. Исключение составляли только самые дальние маршруты, такие как Святошинский и Пуща-водицкий.
Смерть трамвая: чего город лишился с 1996 года
Большое разъединение
2004 год. Демонтаж трамвайных путей на мосту Патона. Разорвана связь трамвайной сети между Левым и Правым берегом столицы. В этом же году убрали трамвай по ул. Гринченко, Байковой, Боженко, Антоновича, проспекту Гагарина — всего более 18 км.
Снос под «Евровидение»
2005 год. Трамвай исчез с улиц Эспланадной, Усенко, Сосюры, бул. Верховной Рады — всего 3,6 км. В этом же году перед песенным конкурсом город лишили еще почти двух километров трамвайных рельс. Они исчезли с улиц Димитрова, Короленковской и Владимирской.
На металлолом
В1996 году убрали трамвай №2 на Львовской площади (2,3 км). В 2001—2003 — демонтаж рельсов от ул. Саксаганского до Владимирской, ул. Толстого до Урицкого — более 10 км. Исчезают вагончики с Суворова, Московской, Грушевского, Староноводницкой —более 10 км.
Как трамвайный работник спас городские улицы от радиации
В службе путей КП «Киевпасстранс» его называют просто — дядя Толя. Знают его все 500 работников службы — от самого молодого до старого сотрудника. Анатолий Смоляр работает на предприятии с 1956 года! Именно он после Чернобыльской катастрофы придумал трамвай, с помощью которого в Киеве начали поливать трамвайные пути, избавляясь не только от пыли, но и от радиации.
— Знаете, проблема уборки рельсов и шпал практически никогда в городе остро не стояла, это делали простые рабочие. Но после Чернобыля с этим возникли проблемы. Нужно было это делать регулярно и суперэффективно. Тогда мне пришла в голову идея создания поливомоечных машин на основе трамвайных вагонов. Таких мы сконструировали два, с большими бочками с обычной водой на борту. Каждое утро они выходили на линии, смывая грязь с рельсов, — вспоминает ветеран труда.
Только мост Патона поливочные машины опрыскивали водой 6—7 раз в день. Сейчас осталась только одна «поливайка». Она работает на Левом берегу, а вторую два года назад протаранила большегрузная фура — поливочный трамвай восстановлению не подлежит.
За это изобретение Смоляр был награжден орденом «Знак почета» и получил бронзовую медаль на выставке ВДНХ. Впрочем, человек он очень скромный, хотя все называют его легендой службы. Сейчас Анатолию Ивановичу — 75 лет, но он продолжает работать обычным слесарем, несмотря на то, что за 50 лет прошел путь от обычного рабочего до начальника службы.
— Работать есть над чем… В городе более 258 километров трамвайных рельсов, 528 стрелочных переводов — это целое железнодорожное царство. А проблем и неполадок масса. На содержание дорожного полотна нужно много средств. Чем живу после работы? У меня трое внуков, все, кстати, родились в разные годы, но 8 февраля. Ради них и хочется жить и работать.
А как у них?
Вена
Венский трамвай местные спецы сумели сделать бесшумным. Вот бы и нам такие — ведь одна из самых больших претензий к трамваям в Киеве — постоянный грохот.
Калифорния
В США во второй половине прошлого века тоже массово сносили трамвайные рельсы. Теперь этот вид транспорта возрождается. Трамваи там очень удобные и ездят почти в два раза быстрее наших.
Хиросима
Японские трамваи больше похожи на электрички. В этой стране ничего не сносят. Там, наоборот, улучшают транспорт.
туповатое заглавие, что курил аффтар? при чём сдесь омельченко??? и при чём тут первый трамвай????
цитата 1:
Только в 1929 году трамвайное хозяйство было восстановлено
цитата 2:
С 1925 года стоимость проезда подняли.
это как? подняли цену на несущесвующий вид транспорта? или всё-таки восстановили раньше? или не на 100% восстановили к 25году?
написано плохо. видна ностальгия автора по трамваям, но лучше бы он написал что нас ждёт хорошего в будущем т.к. теперешние киевские трамваи - говно. суть медленные, шумноватые и жёсткие.
Мне фраза "С 1925 года стоимость проезда подняли" тоже бросилась в глаза, но по другому поводу. Как можно сравнивать цены до революции и после?
Во-первых страна пережила гражданскую войну и гиперинфляцию, когда цены исчислялись "лимонами" и "арбузами" (миллионами и миллиардами - почитайте Пантелеева).Новые деньги и средние зарплаты людей были несоизмеримы с дореволюционными. Такое впечатление, что в Киеве люди продолжали и при советской власти жить по старым деньгам, и только в 25-м году решили поднять цены на проезд!!!
А вот рельсы первых трамваев все-таки отличались. Тогда не было такого мощного производства проката (опять-таки не уверен,что именно по этой причине)и на шпалы ставили сначала два мощных продольных деревянных бруска, к которым уже крепили металлические рельсы. Возможно, это делалось для уменьшения шума. Дерево гасило шум.
Всю эту информацию я узнал в книге начала 20-го столетия, которая описывает устройство первой трамвайной линии на Александровском спуске. Уже не помню где я ее нашел, кажется на сайте Стефана Машковского. Если кому интересно будет, могу поискать ссылку.
http://www.mashke.org/kievtram/" rel="dofollow" target="_blank">http://www.mashke.org/kievtram/
И при чем тут Омеля???
Или просто решили сделать статью более популярной за счет имени политика?
То, что убирают старые трамваи - закономерное решение. Жалко, но правильно.
Безопасность и нормальные дороги - важнее (никто не помнит убитые дороги вдоль трамвайных путей, никто не падал, переезжая на велосипеде по трамвайным путям?).
Кто забыл - вперед на Фрунзе.
http://www.komitet.kiev.ua/rnews.ht m
Зачастую "у буржуев" речь идет о "скоростных" трамваях, которые по сути мало чем отличаются от метро, а не о неповоротливых и громоздких машинах (исклюбчение - атракционы для туристов)
Вот как пример один из возможных вариантов: ions/articles/article-vechernijkiev-2002 0206.jpg
http://www.mashke.org/kievtram/publicat
а Вы не интересовались, какие затраты нужны для перехода от трамваев к новым трамваям-узкоколейкам и какие затраты нужны для перехода от трамваев к, например, автобусам?
Также можете поинтересоваться украинскими разработками новых трамваев.
Кстати, "запорожцы" и старые "москвичи", ровесники большинства киевских трамваев, тоже выглядят громоздко 🙂 Но это же не повод сказать, что все легковые автомобили медленно ездят, воняют и выглядят громоздко 🙂
Поймите правильно, я не предлагаю молиться на оставшиеся в Киеве 100 трамваев-развалюх. Я думаю, что будущее за новыми трамваями, которые могут двигаться по такой дороге, как сейчас идет в Пущу-Водицу - когда вокруг деревья, под рельсами трава, а рядом дорожки для пешеходов. Но если сейчас начать "реформировать" трамваи, то трамвайных путей и трамвайных депо просто не останется.
Вы верите словам политиков, которые они говорят до выборов?
Скорость любого старого трамвая не привышает 30кмч.
Скорость разрешенная в городе - до 60кмч.
Скорость, которая не карается - до 80кмч (устное предупреждение)
Деньги нужны в любом случае. Сейчас идут по пути наименьшего сопротивления (проще снести, чем починить).
Проблема не в травмваях - а в головах.
Трамваи - нужны, если есть на то возможность.
Кого-нибудь, кто готов взять на себя затраты - сейчас нет.
Существующей транспортной системе города - трамваи мешают (и не только трамваи).
Большинство ведер с гайками, именуемых "москвичами" и иже с ними - реально нужно запретить к использованию (достаточно заставить их пройти честный техосмотр).
Наш разговор, мало чем отличается от других "просто разговоров" и, как и другие разговоры, ничего не изменит.
Трамваи появятся, как только кому-нибудь это станет выгодно (экономически целесообразно), а до этого - мы можем пыжиться, скандировать и заниматься любой другой ерундой, все-равно толку не будет.
Согласны?
Вы верите словам политиков, которые они говорят до выборов?
Я смею надеяться, что люди слушают политиков или читают первую страницу их программ перед тем, как голосовать:)
И написала я о реакции людей, а не о обещаниях политиков.
Скорость любого старого трамвая не привышает 30кмч. rum.cgi?n=1&a=lm&t=1828&ft=1&s=nd
А почему не 5 или 10? 🙂
Трамваи старого образца могут ездить быстро, если они и дороги будут в нормальном состоянии:
http://forums.mashke.org/cgi-bin/fo
Существующей транспортной системе города - трамваи мешают (и не только трамваи).
Существующей транспортной системе города мешают маршрутки. Давайте для начала уберем их:)
Трамваи появятся, как только кому-нибудь это станет выгодно (экономически целесообразно), а до этого - мы можем пыжиться, скандировать и заниматься любой другой ерундой, все-равно толку не будет.
Трамваи можно будет реставрировать, переоборудовать, отремонтировать когда будут деньги, люди время и т.д. только при условии, что к тому моменту от трамваев что-то останется.
Я не верю в то, что трамваи или троллейбусы смогут возродиться потом, если сейчас их уничтожить как класс.
Потому, как говорит А.Василюк, "Робота для всіх, хто лишився не в ярмі, але поряд з ярмом - встромляти гілки у колеса тих, хто тримає кермо."
Для меня не заниматься спасением того, что мне дорого ("любой другой ерундой", как Вы выразились) равносильно признанию того, что народ - "електоральна маса", растения и быдло. Мы остаемся людьми до тех пор, пока мы боремся, пока каждому человеку не всё равно что делается рядом с ним.
Наомните мне пообещать Вам что нибудь....
Политики обещают... это у них работа такая, пока за вранье их не начнут наказывать...
Маршрутки + метро перевозят порядка 80% населения города. Думаю маршрутки перевозят большую половину этих 80%.
Убрать их - без проблем, предложите реальную альтернативу.
Про скорость речь шла о "современных киевских" трамваях. Они физически не смогут разогнаться больше 30.
Боюсь они сейчас в таком состоянии, что правильнее было бы закупить новыеэкономичные вместо уже физически мертвых старых. Да и рельсы сейчас в убитом состянии везде.
До сих пор не видел конкретных предложений одно возмущение...
Реальное финансовое обоснование (бизнес план) с доказательством того, что этот проект окупится в реальные сроки - и в гор. администрацию. Поверьте, у них голова тоже по поводу решения транспортной проблемы города тоже болит.
Либо предложения, либо деньги - иначе пустой разговор и помеха работе.
На остальное не отвечаю, дабы никого не обидеть.
а на ступеньках Вы никогда не падали? Может, и ступеньки уберем? 🙂
Почему-то в Европе трамваи процветают и их никто не убирает. Некоторые люди думают еще о экологии и безопасности.
На Фрунзе дорогу не ремонтировали как минимум 20 лет. Если столько не ремонтировать потолок в квартире, он начнет падать. Так что, убирать потолок вообще или ремонтировать?
В Василькове (30 км от Киева) еще используется экологически чистый, этнический и очень романтичный транспорт на животной тяге (лошади, запряженные в телеги).... Чем не пример для подражания? Вот только попробуйте там на нормальной машине проехаться... Со скоростью более 25кмч
В Европе (в той же Праге) население раз в 5 меньше чем в Киеве. И машин в городе на несколько порядков меньше. на-танках (маршрутки) там тоже нет.
Так что трамваи - весьма нормально смотрятся на улицах. Практически единственный и основной городской транспорт - мунициапальный, который ходит с точностью до 10 секунд (автобусы и трамваи в т.ч.). Поэтому нужды в личном транспорте в центре и уродах-на-газелях-которые-ездили-только-
Кстати, скоростные трамваи, которые двигаются в специальных "тоннелях" никто и не думает убирать... С таким кол-вом машин, нужно было выбирать между медленными и неповоротливыми трамваями на узких улицах с достаточно дорогим обслуживанием и практически бесплатными для бюджета маршрутками и личными авто....
Думаю, нужно начинать не с сохранения трамваев, которые в данный момент просто мешают на улицах, а с развития нормального муниципального транспорта, который сможет решить проблему транспортировки + изгнания автомбилей из города...
Все партии, прошедшие в парламент, в предвыборной программе написали, что Украина стремится в Европу. Если их поддержали, я делаю вывод, что мы таки стремимся в Европу и можем подражать Европе. Хотите подражать Василькову - не путайте личные амбиции с государственными 🙂
Машин в Европе из расчета на человека больше, чем в Украине. Так что Ваша аналогия не работает.
Как говорил профессор Преображенский, "разруха начинается в головах".
Ваши выводы строятся на неверных предпосылках:
1. И машин в городе на несколько порядков меньше
Да, машин меньше. Потому что люди оставляют их на въезде в город и пересаживаются на общественный транспорт. Потому что проезд и уж тем более парковка в центре города запрещены. Потому что штрафы за въезд "под кирпич" такие, что ни один человек не поедет.
2. Поэтому нужды в личном транспорте в центре и уродах-на-газелях-которые-ездили-только-н а-танках (маршрутки) там тоже нет.
Нужда может и есть, а вот права парковаться где попало нет. Потому оставлять машину и идти километр нет смысла. Если бы у нас ГАИшники не собирали деньги, а действительно не давали парковаться в запрещенных местах, у нас бы тоже нужды в личном транспорте в центре не было 🙂
Маршрутки - это типично пост-совковое явление. А маршрутки, которые останавливаются возле каждого столба - это явление, свойственное для Киева и еще нескольких городов. О бюджете ниже.
С таким кол-вом машин, нужно было выбирать между медленными и неповоротливыми трамваями на узких улицах с достаточно дорогим обслуживанием и практически бесплатными для бюджета маршрутками и личными авто....
Что Вы включаете в обслуживание трамвая? Главный плюс трамваев - рельсы могут лежать практически вечность, ремонтировать нужно только салон. Зато не убиваются дороги и еще множество плюсов, которые описаны на сайте, ссылку на который я давала выше. Советую не полениться и прочесть.
Там же написано про то, какие трамваи "медленные".
Кстати, если у Вас есть водительское удостоверение или если Вы просто интересовались ПДД, то должны знать, что в городе ограничение скорости 60 км/ч. И не только для трамваев, но и для маршруток, и для личного автотранспорта.
"Бесплатные для бюджета маршрутки и личные авто", это как?
Может, у нас дороги исключительно для общественного транспорта строятся и содержатся?
Думаю, нужно начинать не с сохранения трамваев, которые в данный момент просто мешают на улицах, а с развития нормального муниципального транспорта, который сможет решить проблему транспортировки + изгнания автомбилей из города...
Ужа начали. Убрали трамвайное кольцо с площади перед Дворцом спорта. Строят там очередной "жытлово-офисный центр". Больше в том районе конечную остановку любого общественного транспорта делать негде. Разве что на ступеньках Дворца спорта 🙂
Сейчас строят за театром оперетты, т.е. стоянки автобуса №69 тоже уже нет.
Нормальный общественный транспорт должен быть вместительным. Т.е. ему нужно много места. При современных темпах застройки города, ничего кроме "спринтеров" на улицах скоро просто не проедет 🙂
Что мешает городским властям закупать те же "богданы" для общественных маршрутов? Что мешает покупать киевские троллейбусы? Всё "развитие общественного транспорта" сводится к отмыванию денег. А все разговоры о реформировании общественного транспорта сводятся к освобождению места под новые офисные центры, только завуалировано это благими намерениями.
Очень люблю этот вид транспорта. Хотя, конечно понятно, что он обречен на вымирание из-за дороговизны обслуживания рельсовых путей. Покрышки на троллейбусах менять дешевле. Зато трамвай расходует гораздо меньше электроэнергии.
Меня всегда очень интересовало, как Город в 1892-м году, едва только обзаведясь электрическим освещением мог еще потянуть и трамвай. Это ведь немалый расход электроэнергии!
Так вот оказывается - первые трамвайные линии имели свои собственные электростанции. Там стояла динамо-машина, которую приводил в движение огромный двигатель внутреннего сгорания, работающий на светильном газе, который тогда производился в Городе в достаточном количестве для освещения. Степень сжетия такого движка была очень мала, поэтому он имел просто чудовищный (по теперешним меркам)объем. Что интересно, что уже тогда трамвай имел автоматическое регулирование (экономайзер). Тоесть стоял электромагнит, который в зависимости от силы тока в цепи, либо добавлял "газу", либо сбрасывал обороты генератора, обеспечивая таким образом экономное расходование электроэнергии. Едет трамвай вверх по Александровскому спуску-нужен больший ток для преодоления подъема, спускается вниз, да еще и отдает в цепь ток, работая как генератор-можно сбросить обороты. По моему (это только мое предположение)на Владимирском спуске до сих пор сохранилось здание генератора - полуразрушенное такое здание, утопающее в зелени деревьев напротив палестинского фильтра.