Российскому художнику посвящено немало книг, но его киевский период, в частности роспись Кирилловской церкви, малоизвестен, и это – первая книга о его творчестве. Напомним, Кирилловская церковь была построена в XII в., в ней сохранилось много фресок того времени, которые были отреставрированы в 1880-х годах. Плохо сохранившиеся фрески переписывались масляными красками, в этой работе принимал участие и Врубель. Именно здесь вчера прошел вечер памяти художника.
– В самой известной своей работе «Сошествие святого духа» он написал портреты своих киевских знакомых – священника церкви Петра Орловского, археолога Гошкевича, профессора Прахова, а в виде одного из ангелов он изобразил себя, – говорит Ирина Марголина. По канону, каждый апостол должен занимать определенное место. Четвертым справа должен быть апостол Лука, который тоже был художником. У всех открыты глаза, кроме него – как будто он уже осознал и принял произошедшее с Христом. В этой же работе использован большой спектр цветов, из-за чего одеяния святых кажутся разного цвета при освещении днем, ночью, вечером.
А вот одну из загадок, оставленных Врубелем, разгадать не удалось – почему на одной из картин он изобразил Христа с монголоидным типом лица и раскосыми глазами, хотя художник славился именно тем, что его образы имели глубокий, «бездонный» взгляд.
Справочная «Газеты…»
Врубель и Киев: несчастная любовь, неосуществленная роспись
В Киев Врубель приехал в 1884 году – по приглашению профессора Адриана Прахова для участия в реставрации росписей Кирилловской церкви и работ во Владимирском соборе. И… влюбился в жену профессора, 32-летнюю Эмилию Прахову. Михаил Александрович считал Эмилию своей музой, а она была к нему равнодушна. Именно Эмилия отчасти стала виновницей того, что в нашем городе художник пробыл недолго, оставив киевлянам так мало своих работ.
Навязчивые проявления нежных чувств к Эмилии очень быстро начали раздражать ее мужа, и Прахов предложил Врубелю отправиться в Италию – познакомиться с творчеством старых мастеров. Впрочем, именно там Михаил Александрович и написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве – «Иисус Христос», «Святой Афанасий», «Святой Кирилл» и «Богоматерь с младенцем», черты лица которой отчетливо напоминают черты Эмилии Праховой.
Вернувшись в 1886 году в Киев, Врубель пишет портрет «Девочка на фоне персидского ковра» и акварель «Восточная сказка», а в 1887 его отстраняют от работы над росписями во Владимирском соборе: Прахов пригласил работать над собором Васнецова, Нестерова, Котарбинского и Сведомского. Но художник не сдается: он продолжает писать многочисленные эскизы росписей собора. Кроме того, создает «Моление о чаше» для церкви в имении Тарновских под Киевом. Врубелю все-таки удалось поработать во Владимирском, но всего лишь над несколькими орнаментами. Вскоре после этого художник покинул Киев навсегда.
Эскизы неосуществленной росписи Владимирского собора, портрет-картину «Девочка на фоне персидского ковра», рисунки и акварели художника сейчас можно увидеть в Киевском музее русского искусства (ул. Терещенковская, 9).
Добавить комментарий