Станции киевской подземки интересны и сами по себе: во многих мегаполисах метро сугубо утилитарно, а архитектурная роскошь некоторых наших станций поражает туристов. «Дворцы для народа» – такой принцип строительства станций метро используется и сейчас. Хотя в советские времена метро имело еще и функцию объекта гражданской обороны: на старых линиях ГО-шных объектов предостаточно – и бомбоубежища, и даже туалеты в тоннелях.
Если о недостроенной «Львовской Браме» известно всем, то станция «Теличка» на картах не обозначена. Хотя она практически полностью готова, там есть платформы, и сейчас она может быть использована как аварийный выход. Станция может быть открыта довольно быстро: единственное, что там нужно сделать, – построить нормальный выход. Этот скрытый объект мы проезжаем перед въездом на Южный мост. Построенная «на вырост», среди полупустынной промзоны, станция оправдывает все проекты комплексной реконструкции Телички и создания там административного или делового центра.
Следующей за «Лукьяновской» станцией могла быть «Герцена» или «Загоровская». Во дворе Института международных отношений долгое время даже стоял щит, информировавший о ее строительстве. Но потом, наверное, решили сэкономить и открыли сразу «Дорогожичи».
Малоизвестен тоннель-мост между «Берестейской» и «Нивками», по которому идут поезда. Он проходит над железной дорогой, а прямо по нему проложена проезжая часть проспекта Победы, в направлении Святошина. Правда, сделали так не сразу: какое-то время тоннель просто шел над землей, лишь со временем строение превратилось в первый (и до открытия Подольского моста – единственный) двухэтажный мост в Киеве.
На некоторых станциях мы видим просачивающуюся воду, да и тоннели кое-где идут вблизи рек или больших озер. На случай затопления на таких станциях есть гермоворота – огромные металлические задвижки, толщиной 30–40 сантиметров, которые герметически блокируют станцию. Этим система метро подобна подводной лодке, разделенной на отсеки для повышения живучести.
Лифт для вагонов
6 ноября 1960 года в Киеве пошли первые поезда метрополитена, действовало всего пять станций, на нынешней красной линии. Тогда еще трехвагонные поезда начинали свой путь у железнодорожного вокзала и ехали до станции «Днепр». Но ведь мост метро открыли только в 1965 году! А до этого поезда останавливались перед самым обрывом над рекой: к открытию метрополитена построили участок моста над набережной и станцию; через Днепр только начинали строительство мостового перехода.
Но как же вагоны попали в подземные тоннели – депо «Дарница» ведь находится на левом берегу? Строить наклонный тоннель для поездов с железнодорожного вокзала оказалось слишком дорого, и в Киеве нашли интересное и оригинальное решение.
Как и сейчас, вагоны прибывали в Киев на железнодорожную станцию «Дарница» в составе спецпоездов. Дальше по специально проложенным путям они попадали на трамвайную линию через Днепр по мосту Патона (эти рельсы были изначально рассчитаны на прохождение грузовых поездов – из стратегических соображений), и по набережной трамвайной линии прямо к станции «Днепр».
Здесь начинается самое интересное: вагон подъезжал под мост, и на поворотном круге разворачивался на 90 градусов (такие круги существуют в каждом депо). Оказавшись точно под станцией, вагон поднимался вверх на подъемнике, вместе с частью рельсового полотна! Попав на станцию, вагон отъезжал в тоннель, и за ним поднимали следующий. Таким же образом вагоны спускались вниз, в депо, для технического осмотра и ремонта.
Ныне поезда красной линии обслуживает большое депо в Дарнице, а в 1960 году первое, временное, депо располагалось в небольшом здании, слева от въезда поездов в тоннели. Туда и вмещалось всего ничего: два вагона. «Ночевали» же вагоны в тоннелях; собственно, так делают и сейчас, пока не достроено третье депо для зеленой линии. Историческое депо сохранилось, хотя на неприглядном здании – ни таблички, ни стенда об этом уникальном объекте, как и на станции «Днепр». Хорошо, что существует детальный действующий макет этого «лифта для вагонов» – специально для музея Киевского метрополитена его сделал машинист Сергей Хоменко.
Секреты «Театральной»
В 1981 году начали строить третью линию киевской подземки – Сырецко-Печерскую, зеленую. Должны были возникнуть две станции с пересадками на существующие линии. Но если с пересадкой «Площадь Льва Толстого» – «Дворец спорта» все было более-менее ясно, то с пересадкой на красную линию возникли проблемы. Делать пересадку на станции «Университет» было сложно, и приняли интересное решение: «если нет подходящей станции для пересадки, мы ее построим!».
Сказано – сделано, и в стороне от тоннелей перегона «Университет» – «Крещатик» начали строить новую станцию «Ленинская». Движение поездов почти не прекращали: построили станцию, подъездные тоннели и лишь после этого присоединили новый транспортный узел к существующей линии. А старые тоннели просто закрыли. Вспомнить о них стоит, находясь на платформе «Золотых ворот»: тоннели подпираются сводом станции. Говорят, там еще долгое время сохранялись рельсы и кабеля. Длина законсервированных тоннелей – более 300 метров каждый. Туда есть доступ через служебные переходы, и пустующие объекты иногда осматривают, но пока никаких планов относительно их использования нет. А ведь можно было и музей метро там устроить. Сейчас музей Киевского метрополитена находится на пр. Победы, 35, станция «Политехнический институт», на втором этаже здания управления метро.
«Станцию «Ленинская» нам не дали сделать по-человечески»
Тамара Целиковская, архитектор института «Укрметротоннельпроект»:
– «Ленинская», ныне – «Театральная», – могла быть другой. Нам поставили задачу – создать станцию, посвященную Ленину. И мы хотели сделать оформление более живым: осветить то, что Ленин любил как человек. Была идея сделать акцент на музыке Бетховена – его произведения, действительно, нравились Ленину. Да и театров вокруг сколько! Но когда были показаны разработки, нас спросили: «А где здесь Ленин?». И воплотили сверхофициозный проект – хоть читай лозунги на стенах и иди на экзамен в партшколу.
«Наш «лифт» для вагонов не имеет аналогов в мире»
Владимир Настенко, заведующий музеем Киевского метрополитена:
– Подъемник для вагонов действительно уникален. Московские исследователи истории метрополитена готовят сейчас большую книгу о метро, и они признают, что наш «лифт» не имеет аналогов в мире. Хорошо, что наш машинист сделал точный действующий макет этого подъемника: все интересующиеся могут своими глазами увидеть, и как вагон поднимался, и как поворачивался. А здание первого депо «Днепр» вскоре, возможно, вернется к метрополитену: там предполагается разместить службы подземки.
В музей – под землю
В мировой практике подземные «перестройки» случаются, особенно в больших метрополитенах: строятся новые ветки, новые станции взамен старых. В большинстве случаев оставленные объекты подземки обретают новую жизнь: как учебные ветки, ремонтные базы, подземные музеи. Во многих старых метрополитенах на закрытых станциях организованы музеи метро со старыми, еще деревянными, вагонами. Такие музеи есть в Нью-Йорке, Париже, Будапеште, Стокгольме, и они привлекают немало туристов. Париж – один из первых городов, где старые станции начали использовать, иногда достаточно оригинальным образом. Закрытую в 1939 году станцию Сен-Мартен после войны превратили в выставочный зал; старая станция Порт-де-Лила постоянно используется для киносъемок. По этим станциям, а также по секретному тоннелю для доставки выручки подземки в министерство финансов, регулярно организовываются экскурсии.
спасиб, очень интересно, прониклась
осталось посетить музей - благо он рядом с местом учебы)
не за что.:) в КПИ учитесь?
в нем, ненаглядном)
Його пропонують облаштувати в приміщенні першого електродепо поблизу станції “Дніпро”
Першим подав ідею створити в Києві музей метрополітенів України ветеран війни та праці Микола Куриленко в листі до “Хрещатика”. Він також просив заборонити торгівлю в метро. Пропозиції досвідченого метрополітенівця і музейника було викладено в одній із тематичних добірок “Газета — читач — газета”.
До редакції надійшло чимало відгуків, зокрема й відповіді столичних посадовців. Так, начальник Головного столичного управління з питань торгівлі та побуту Василь Щербенко повідомив, що “питання несанкціонованої торгівлі в київському метрополітені було розглянуто на громадських слуханнях, робочих нарадах у мерії, а з 18 липня минулого року діє розпорядження “Про впорядкування дрібно-роздрібної торгівлі...” Згідно з положеннями цього документа, в кожному районі міста працюють спеціальні комісії.
Виконувач обов’язків начальника Київського метрополітену Володимир Федоренко повідомив, що боротьба з несанкціонованою торгівлею триває. Нині Київський метрополітен є комунальним підприємством, і з бюджету міста на потреби та на розвиток столична влада постійно виділяє кошти. В офісному приміщенні, що на станції метро “Політехнічний інститут” (проспект Перемоги, 35), уже діє музей, у якому в трьох залах розміщено експозиції. Тут, за словами пана Федоренка, відображено історію столичної підземки від перших кроків до сьогодення.
Отож відомчий музей працює. Охочим відвідати його лишається попередньо зателефонувати, дізнатися розклад роботи та отримати дозвіл керівництва. До слова, перший його директор — Микола Куриленко, котрий сорок шість років обіймав різні посади в Київському метрополітені, зокрема розпочинав свій трудовий шлях машиністом електропоїзда. Ветеран не тільки створив експозиції, а й написав путівник. Але все ж таки наполягає: треба відкрити музей метрополітенів України, де б висвітлювалася історія цього виду транспорту в Донецьку, Харкові, Дніпропетровську, країнах СНД та світі. І розмістити в доступному місці, приміром, у будівлі першого електродепо на Набережному шосе, 15. А у схилах Дніпра прокласти фрагмент тунелю метро.
Позитивно налаштована до ідеї начальник Головного столичного управління культури та мистецтв Світлана Зоріна. Про це йдеться у відповіді, надісланій до редакції нашої газети. Як зазначає пані Зоріна, основою для будь-якого музею має бути колекція. Згідно із Законом України “Про музеї та музейну справу”, попередньо визначений засновник повинен зібрати експонати, забезпечити фінансування, створити матеріальну базу. Тобто мати приміщення для експозицій та роботи науковців, фондосховище, встановити охоронну сигналізацію. За словами Світлани Зоріної, фахівці музеїв міста готові надати методичну допомогу.
Колишній працівник столичної підземки, а нині пенсіонер Василь Лисенко, написав до “Хрещатика”, що не лише підтримує Миколу Куриленка, а й пропонує розмістити в майбутньому музеї натурні експонати. Приміром, можна взяти на експозицію вагон типу “Д”, котрим відкривали першу лінію метрополітену в 1960 році, або типу “Е”, на яких возили пасажирів у 1963-му. Така техніка поки що збереглася. На думку Василя Івановича, для того, щоб задіяв новий музей, потрібна підтримка держави, столичної влади і всіх метрополітенівців України.
Любов НЕЧИПОРЕНКО. “Хрещатик” 005&page=4
http://www.kreschatic.kiev.ua/?id=3
а простите за незнание - где находится в Киеве музей метро? хочется оппасть в него, когда буду в гостях в столице.
заранее спасибо.
В статье говориться, что находится музей на станци "Политехнический институт". И внизу В.Лысенко это подтвердил.:)
А существуют ли (в электронном виде? в каком-либо ещё?) подобные 3-D схемы нашего метрополитена?
Ой, это лучше спросить на специализированных форумах. metropoliten.kiev.ua
Схема не совсем корректна, но статья в общем соответствует действительности. Ибо написана по материалам метрофорума 🙂
что и не удивительно, т.к. схему рисовал дизайнер, которому объясняли по телефону
Спасибо, очень интересно. Понятия не имела, что регулярно проезжаю по двухэтажному мосту.
Я кстати, тоже впервые узнал, что там метро не под землей идёт.:)
и я 🙂 Хотя жила на Нивках и постоянно там ездила..
А сейчас где живете?:)
в Москве 🙁
Для меня это всегда было очевидно, как для живущего рядом. Спуститесь от Берестейской в яр к станции электрички "Рубежовский" - оттуда эту конструкцию очень хорошо видно
Да, как-нибудь надо посмотреть.