«Живая скульптура» приносит удовольствие не только заказчику, но и неплохой заработок тем, кто эти скульптуры изображает. Среди таких актеров можно встретить кого угодно: и молоденьких девочек, которые жаждут новых ощущений и возможности побывать среди известных и богатых людей, и актеров театра, приобретающих необычную практику, и даже небедных бизнесменов, которые таким образом отдыхают от собственной работы.


Тяготы работы «живой» скульптурой я испытала на себе. Уменьшенный образ статуи Свободы принес мне больше 20 гривен и настроение на неделю.


К работе «памятником», как оказалось, я совсем не была готова, хотя накануне тренировалась не дышать. Пришла в студию гримироваться в макияже и с маникюром — для актеров такого жанра это недопустимо. Серьги и кольца тоже пришлось снять — все должно быть максимально натуралистично. Мой персонаж почти полностью скрыл «человеческие» следы — лицо, шею и руки мастер густо покрыла специальной, легко смывающейся бронзовой пудрой.


МИНУТЫ СЛАВЫ. «Живые» памятники стоят на трапециевидных тумбах, но я решила быть ближе к народу. Реакции прохожих не пришлось долго ждать. Как только я-статуя появилась на улице, тут появились желающие сделать фото на память. Молодой парень поинтересовался: «А что это за праздник? Фестиваль какой-то или выставка?» Вере приходилось за меня отвечать на все вопросы любознательных. По законам жанра, сам «памятник» не имеет права произнести ни слова и должен находиться в образе, чтобы не произошло. «Скажите, пожалуйста, это только я вижу или вы тоже? Я так много работаю в последнее время», — мужчина средних лет недоуменно поглядывал на американскую статую, стоящую посредь украинской столицы.


Как только мое бронзовое изваяние прибыло на Майдан Незалежности, начался настоящий ажиотаж. Меня окружила группа китайцев с фотоаппаратами, потом все больше и больше людей стали собираться вокруг. Многие смотрели издали, как бы присматриваясь и борясь с искушением подойти проверить: живая или нет. Некоторые позировали перед фотокамерами. «Класс! Браво! Супер! Смотрите, какая симпатичная статуя! Да, живая-живая! Ой, что же это творится! А она факелом не бьется? Разрешите сфотографироваться? Сенкью! Спасибо! Привет из Москвы! А как потом краску смывать?» — отовсюду эмоции. Из проезжающей патрулирующей машины милиционеры, вытянув головы в окно, показывали одобрение жестами. Какая-то девочка лет семи ужасно испугалась, когда я присела рядом с ней. А женщины принялись громко хохотать, когда увидели, что памятник меняет позы. Кто-то даже трогал за полы одежды.


ЭКЗАМЕН НА ЧЕТВЕРКУ. «С заданием вы справились, и очень даже прилично, учитывая, что для вас это ново. Ставлю вам твердую «четверку», — сказала мне после Вероника. — Жаль, что вы до этого не видели, как работают наши скульптуры. Нужно больше контакта с публикой, люди ждут шоу. Даже несмотря на строгость образа, можно было шире использовать спектр движений, работать мимикой, жестами, активнее «общаться» с аудиторией. И сами движения должны быть хоть и четкими, но плавными и мягкими, задача — вызвать яркую реакцию людей. Впрочем, вы сумели им настолько понравиться, что вам даже деньги давали за возможность сфотографироваться. Раньше наши статуи Свободы никогда не зарабатывали таким образом».


По мнению Вероники, я должна была найти к каждому подошедшему подход и повести немой диалог. Боясь выдать себя и предполагая, что мой персонаж достаточно ограничен в движениях, я довольно сдержанно меняла позы и мимику лица. Стоять, замерев на длительное время, достаточно сложно. Через полчаса я почувствовала, что глаза (а они во время работы закрыты) начинают слезиться, а руки неметь и подрагивать. Даже опытные актеры не работают на тумбе более 2 часов. Но такое неординарное занятие мне очень понравилось. Ведь оно кроме удовольствия от ощущения себя «звездой» еще и доход приносит. За полчаса «работы» в факел статуи Свободы желающие сфотографироваться положили 22 грн. 50 коп. Неплохо для первого раза!


Фотохронику моей работы можно посмотреть здесь


НЕХВАТКА ПОЛНЫХ


«Идею мне подкинул муж-танцор, — рассказывает Вероника Сывороткина, директор театра «Живых статуй. — В Украине ничего подобного не было, и мы решили стать первыми. Но не просить денег у прохожих, а выйти на более высокий уровень: с дорогими костюмами, хорошими красками, актерами-профессионалами».


Сегодня театр предлагает 20 образов, актеров приблизительно столько же. Их задача — максимально долго казаться неживыми, и в самый неожиданный момент менять позу, удивляя прохожих. «Статуям» нельзя: разговаривать, открывать глаза, усаживаться за стол с заказчиками, бегать в туалет. Все два часа Вероника наблюдает за актерами. «Желающий попасть к нам проходит кастинг на усидчивость и актерское мастерство. Профессионал, будучи простуженным, может, простите, и высморкаться, но сделать это артистично. Потребность в актерах у нас есть, особенно в полненьких. А то повара все неправдоподобно худые!» — говорит Вероника.


САМЫЕ ЗАСЕКРЕЧЕННЫЕ – БИЗНЕСМЕНЫ


Для бизнесмена Артема работа «живой скульптурой» — возможность побыть беззаботным. «В сколачивании капитала я преуспел, — рассказывает он. — Но ценой постоянной нервотрепки. Подработка стала эмоциональной разрядкой, которую я скрываю от клиентов и партнеров. Поэтому, каждый раз попадая на вечеринку богатеньких, молюсь, чтобы не услышать: «Артем, а что ты здесь делаешь?!» Однажды работали на Западной Украине. На день рождения местного чиновника мне, столичному бизнесмену, довелось стоять в фойе в образе египетского фараона. Заметив мои движения, подошел гость и сказал: «О! А він ще й позіхає!» И чтобы окончательно убедиться в том, что я живой, стал ковырять толстенным пальцем у меня в пупке. Как «скульптуре» — пришлось терпеть, но неприятный осадок, как у бизнесмена, остался. А у Пинчука быть «поваром» было одно удовольствие — хотя гости и сам заказчик реагировали сдержанно. Может, пост их обязывает». Приятель Артема только недавно отказался от увлечения побыть статуей, выбрав бизнес. «Завязал» после того, как исполнилась мечта — однажды среди зрителей встретил Ксюшу Собчак — своего кумира. Когда в дверях ресторана он — «часовщик», увидел любимицу, не сдержался и поклонился. Ксения такого от «камня» не ожидала, споткнулась, упала, но вышла из неловкой ситуации — поцеловала «часовщику» руку.


ПЕРВОПРОХОДЦЫ


Первые живые скульптуры появились в Барселоне в конце XX века. Аттракцион придумали три клоуна: Тонио, Пепе и Пако. Они гримировались, замирали в забавных позах, а за брошенную в шляпу монетку «оживали» и благодарили каким-нибудь трюком. Странное развлечение быстро вошло в моду, став визитной карточкой главной улицы Барселоны — бульвара Ла-Рамбла.


В ЧЕМ РАЗНИЦА?


Нашему человеку в Европе «живой» статуей можно работать в основном на улице. Но там скульптуры стоят без движения часов по восемь в день с надеждой на брошенную в шляпу монету. Заработок нестабильный, нормальные деньги удается собрать только в туристический сезон. А в комфортных условиях вечеринок для олигархов можно стоять лишь в России и, конечно, же в Украине. Здесь это весьма прибыльная услуга: в Москве — от $240 за час работы актера, у нас — около $100.


В УКРАИНЕ


Кроме киевского театра «живых статуй», нечто подобное в нашей стране существует лишь в Евпатории. Театр скульптуры работает в городском центре досуга. Но здешние актеры ближе к европейским коллегам: они красят только лицо, к тому же двигаются и хлопают ресницами. Летом фигуры театра оживают на площадях города. Кстати, нередко перед их постаментиками появляются шляпы, корзинки и баночки для денег.


ИГРА В «ВОЙНУШКИ» С ОХРАНОЙ VIP-ДАЧ



Сергей Беседин — актер по образованию за полгода «скульптурной» жизни выработал свои секреты успеха. Скажем, зрители однажды деньги на поднос ему сунули. Как на зло, бумажку сдуло ветром. Но Сергей не стал на нее бросаться, стоял невозмутимо. Упавшую купюру в руку кто-то снова положил. И тут подскакивает к нему мужчина и начинает усиленно отбирать деньги. «Но я сжал кулак покрепче — мне принципиально не хотелось уступать, а ему уже стало интересно спровоцировать меня на более активные действия. Тягались мы так минут десять, но победила моя выдержка», — смеется Сережа. Но успешен Сергей не только благодаря железным нервам, но и актерскому таланту — он настолько натурально изображает статую, что когда внезапно поворачивает голову, народ с визгом разлетается в разные стороны. Актера не раз предупреждали заказчики: «Только без инфарктов мне здесь!» Особенно, если выезд планируется к VIP-персоне. К слову, опаздывать к ним нельзя, подчас приходиться мчаться со скоростью 160 км в час и бояться въехать куда-то под небеса обетованные. «Но это только начало приключений. Дальше нужно пройти военизированную охрану. Весело наблюдать, как этот начальник общается с подчиненными, как с каменным лицом проверяет твои документы, стараясь в гриме рассмотреть лицо — ведь приезжаем мы туда уже в образах! Узнать, тот ли это человек, что и в паспорте невозможно. На таких КПП ты вроде играешь «в войнушки» и ничем не рискуешь, понимая, что в любой момент игру можно прекратить. Охрана делает вид: «Ой, какие мы страшные и серьезные», а мы — «Ой, как мы вас боимся!», — говорит Сергей.


СТАТУЯ СВОБОДЫ РАСКРЕПОСТИЛА ВЫПУСКНИКОВ



Марине Синчук — будущему дипломату — 18 лет. «Запомнилась одна свадьба: хор мальчиков, ковер из лепестков роз и мы, два ангела, с огромными белыми крыльями, встречающие гостей у арки в банкетном зале. В руках — вазы с конфетти, — говорит Марина — Когда гости уже проходили к столам, мы стали осыпать всех под восторженные крики: «Они же живые!». Забавно, что когда опоздавшие доказывали, мол, статуи ожили, гости делали невинные глазки: «Надо меньше пить!» А однажды мы работали в паре с девушкой античными героинями. Подошел парень и давай подружку за платье дергать: «Нас никто не видит… Скажи мне свой номер телефона, ну пожа-а-луйста… » Я представляла картину со стороны: нормальный с виду молодой человек битый час просит у статуи телефон!» А недавно Марина спасла от скуки выпускной бал, который устроил Николай Баграев, президент фестиваля «Таврийские игры» для своего ребенка. Лозунг вечера — свобода, потому Марина была нью-йоркской статуей. Все было чопорно: гламурные девушки в вечерних платьях съезжались на лимузинах, сверкая дорогущими украшениями. Но когда статуя нечаянно опустила руку с факелом, то все превратились в обычных детей — визжали от удивления и наконец расслабились.


РУСАЛКА ЧУТЬ НЕ УТОПИЛА ЗРИТЕЛЯ



Из-за менеджера Валентины Забегаловой однажды гости подмочили штаны. «На корпоративе пивной компании я сидела русалочкой у пруда, — рассказывает девушка. — Когда две барышни решили сделать фото, я «неожиданно» упала. Одна из них так испугалась, что поскользнулась и ушла под воду. Все обошлось. Зато мне однажды было страшно за свою честь. На презентации группы Milos работала античной статуей топлес. Певец Петя Черный с друзьями были немножко выпившими. Они спорили: настоящая я или нет, и хотели потрогать грудь. Мне стало противно от того, что кто-то может воспользоваться возможностью тебя пощупать. После этого случая мы даже костюмы поменяли на закрытые.


НАРОД РАЗДЕВАЕТ И МАТЕРИТСЯ



Александр Васин, актер театра, обожает работу скульптуры из-за живого общения со зрителем и за то, что она делает людей людьми. «Депутат Верховной Рады, дворовой мальчишка или парень, который строит из себя суперстар, в секунду, когда я шевелюсь или чихаю, все реагируют одинаково и выходят на один уровень общения, когда забываются все слова, кроме нецензурных. Лидирует слово на букву «б». Но был вечер, когда крепких выражений было особо много. Мы даже после вывели рейтинг наиболее популярных выражений при испуге. На третьем месте — фраза «Бл…, ой мама, я думал у меня будет инфаркт!», на втором — «Ой, бл…., я думал это статуя!» А лидирует — «Бл…, ой, бл…» Иногда поругаться охота и мне, когда зритель считает нормальным подергать за волосы, уши и нос или стащить перчатку с руки. Есть еще один минус: не всегда успеваю после грима глаза вымыть. Люди в метро пару раз принимали меня за парня не с той ориентацией».


 


ФОТОРЕПОРТАЖ