Не будем интриговать читателя и скажем прямо, что текст внутри рамы можно назвать скорее ошибочным и по своей сути несправедливым. События развивались следующим образом. После того, как в 1755 году Золотые ворота были засыпаны землей («для сохранения» их в сентябре 1832 года открыл археолог-любитель Кондрат Лохвицкий, собрав для этой цели по подписке деньги, включая и значительный «свой кошт»). Сделав первый шаг, «соревнователь Общества истории и древности Российских» подумал и о защите руин от непогоды, предоставив в «Комитет по открытию и сохранению киевских древностей» ряд ценных предложений. Затем Лохвицкий, изъяв из раскопок Ирининской церкви шиферную плиту, решил увековечить это историческое событие. Так появился на свет памятный знак — отполированная доска с вырезанными на ней позолоченными буквами, заключенная в бронзовую раму.
Рисунок Василия Тимма «Золотые ворота» (1858)
Все идеи Кондрата Андреевича были замечательными, только вот «натянутые отношения с руководством упомянутого комитета мешали их осуществлению. К тому же за дело взялся председатель другого, уже строительного, комитета барон Фитингоф. Текст, составленный Лохвицким, он переиначил по-своему. В итоге киевляне имели честь прочитать следующее: «По соизволению Государя императора Николая I, отрыты из вала в 1832-м году. Остаток Златых Врат, сооружены при великом князе Ярославе I около 1073 г. по Р.Х.»
Рисунок после раскопок Лохвицкого (1830-е гг.)
Как видим, имя первооткрывателя в тексте даже не указано. Да и дата — нереальная, так как Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Для археолога такие недоработки были ударом по его чести и самолюбию. Он резко раскритиковал случившееся, призвал в союзники общественность, и в результате его имя как автора открытия было приписано, а дата исправлена.
Любопытно, что Золотые ворота, хоть и в полуразрушенном виде, служили центральным въездом в Киев до середины ХVIII века. В 1596 году Рейнольд Гейденштейн, доверенный секретарь королей Стефана и Сигизмунда III, писал: «Упомянув о Киеве, не излишне будет вкратце припомнить о его положении и древностях… Когда он был построен, как давно существует, может быть с времен Колхиды и Энея, неизвестно. Остались, однако, памятники прежнего величия: стена кругом города, а в ней ворота старинной архитектуры, все позлащенные и такие высокие, что две повозки, поставленные одна на другую, не достигают их вершины…»
Наиболее ранние известные изображения Золоых ворот, а точнее уже их руин, принаддежат голландскому художнику А. ван Вестерфельду и датируются 1651 г. Сохранились качественные копии его рисунков 18 века.
Сегодня остатки Золотых ворот размещены под сводами каменного павильона, имитирующего в натуральную величину первоначальный вид этого древнего сооружения. Выглядит впечатляюще. Грандиозный фасад венчает златоглавая церковь Благовещения. Все это великолепно, но только теперь киевляне не имеют возможности побродить, как прежде, в проезде этого уникального памятника отечественной истории, прикоснуться к его священным камням. Сколько тайн хранят древние руины! На западной стене можно увидеть выцарапанный острым предметом рисунок, изображающий охоту на вепря. И зверь, и собака, и сам охотник очень достоверны. Фреска с таким сюжетом существует и в одной из башен Софийского собора.
Сохранились в Золотых воротах граффити ХI—ХII веков с надписями: «Трофим», «Никола», «Господи, помоги рабу своему…» и т.д. Но самым трепетным экспонатом является обломок плинфы, найденный при изучении ворот в 1973 году, на котором сохранились отпечаток босой человеческой ступни и следы дождевых капель. Безымянный строитель ХI века, видимо, не случайно оставил нам этот «автограф», как это сделал первый астронавт, ступивший на поверхность Луны.
Фото надані сайтом «Око»
Трудно комментировать этот текст... Хотя бы потому, что для обывателя он хорош, а для специалистов не выдерживает ровно никакой критики. Если вы - обыватель, нет вопросов: ищите любые графити на памятнике, если попадете внутрь. А самое грустное - разваливается даже то, что создавалось лет двадцать пять назад.
Сори, думал про другой пост. Ну, статья простенькая. Понятное дело. Хотя, лучше чтобы этих статей было побольше, а еще лучше побольше и покачественне. А памятник разрушется, как и множество других в Киеве. На это больно смотреть, но чтобы что-то изменить, надо менять не только киевскую власть, но и мышление хотя-бы коренных киевлян. С приезжими сложнее - им пофиг на этот город (хотя тоже не всем). А пока, просьба к вам, пишите по-больше хороших статей о Киеве.
Извините, если ненароком обидел. В ИК, как и влюбом культурном сообществе есть разные уровни подготовки участников к восприятию того или иного. Мне конечно же не нужно критиковать, но иногда так хочется, а это несправедливо и обижает. Вот я уже жолгое время дружу с ИК, мне очень нравится многое, но порой удивляет, как проходят мимо коментариев действительно классные материалы по истории города, например, Миши Кальницкого (это не комплимент, а признание его профессионализма). Что касается господина Лаврова - классный дедушка-сказочник :)))
^))))))
А что вы имеете ввиду под "проходят мимо коментариев действительно классные материалы по истории города"?
На самом деле, мне, как и многим другм очень хочется побольше узнать о городе. И, особенно, об его отдельных домах. Вот Михаил уже 2 разшифровал:)) Поможете?:)
Чем смогу :)))
Как раз к Вам питаю большое уважение :)))
Тогда вот: ygirska_str/10x18/)
http://rozkladay.kiev.ua/ik/PODIL/" rel="dofollow" target="_blank">http://rozkladay.kiev.ua/ik/PODIL/
Я прогулялся.
Например, дом на углу Межигорской, 10/18 (http://rozkladay.kiev.ua/ik/PODIL/" rel="dofollow" target="_blank">http://rozkladay.kiev.ua/ik/PODIL/mezh
Там разные головы на лепнине. Почему так и что за дом такой? или погибающий домик 71 по Фрунзе, грубо обложенный плиткой. или сказочный завод молочной кислоты на Фрунзе, 35. Ж))))))
Буду трудиться по мере сил. Но чтобы у меня крыша не уехала от объема, сбросте мне, пожалуйста, для начала до 10 объектов с фоткой и указанием адреса на мое мыло priorka@rambler.ru
У меня сейчас свободное время ограничено, пишу статьи для двух редакций (Профиль и Телеграф), книгу почти печатаю (остались маленькие проблемы, которые раздуваются до больших по традиции наших заказчиков)
Ок. Свисните про книгу. куплю в первых рядах:)))
Я скину чуть попозже, работа горит а вечером поезд:)
:)))
Счастливого пути!
Спасибо:)
Я выберу объєкты и скину на мыло вечерком.
классная статья.
На западной стене можно увидеть выцарапанный острым предметом рисунок, изображающий охоту на вепря. И зверь, и собака, и сам охотник очень достоверны. Фреска с таким сюжетом существует и в одной из башен Софийского собора.
Сохранились в Золотых воротах граффити ХI—ХII веков с надписями: "Трофим", "Никола", "Господи, помоги рабу своему..." и т.д.
А это можно увидеть как-то?