По церковному календарю 1 сентября (14 сентября по н. ст.) приходится на день преподобного Симеона Столпника, еще старинный новый год называли Семен-день. С его наступлением в домах и на торжищах устанавливали какие-нибудь деревца (сосну, калину, рябину в красных гроздьях ягод), которые украшали лентами, бусами, свечами.

Время новогодних праздников считалось магическим, когда пробуждалась всякая нечисть. Верили в то, что приходят души умерших родственников, которых боялись, пытаясь умилостивить. Считалось также, что в новогоднюю ночь открывается небо, и у Бога можно просить все, что угодно.

Особое место в торжествах занимал обряд обновления огня. Накануне 1 сентября на Подоле тушили все, кроме лампад, а утром 1 сентября огонь “вытирали” из дерева. В 19 веке праздновать начинали накануне вечером: зажигали свечи, садились за стол с выпивкой, а дольше были песни, танцы.

Считается, что христианам, достигшим определенного духовного уровня, Божественная благодать является в виде света. Этот свет невещественный, он просвещает все человеческое естество до самой его глубины и иногда даже видим глазами. Этот свет есть Сам Бог, поселяющийся в сердце человека, он есть Царство Божие внутри нас. Святой Симеон, день которого празднуется 1 сентября, описал опыт приобщения к Божественному свету, которое пережил сам в молодости. “Однажды ночью, когда он (юноша по имени Георгий, которому св. Симеон приписал свой опыт) произносил более умом, нежели устами: “Боже, милости буди мне, грешному”, – внезапно явилось с высоты обильное божественное сияние и наполнило все вокруг. Когда это произошло, юноша уже не понимал, где он находится. Он везде видел один только свет и не чувствовал, как упал на землю. Он совсем не думал о мире, и к нему не прикасался ни один помысел из тех, которые беспокоят людей, носящих плоть. Во дворе все было свет, и он думал, что сам стал светом. Он забыл обо всем и залился слезами невыразимой радости и ликования. Затем его ум вознесся на небо и увидел другой свет, более яркий, чем первый…

Когда видение прошло, он опять вошел в себя, радость и изумление остались. Из его сердца струились слезы, полные сладости. Наконец, когда пропел петух, извещая о наступлении полуночи, он лег в кровать. Вскоре в храмах забили к утрени, и юноша проснулся, чтобы по своему обычаю петь псалмы…”







Общий вид на Житний рынок. Современное фото.
В самом Киеве 1 сентября праздновали на Житнем рынке и в цеховых домах на Подоле. В первом случае его отмечали рыночные торговки, которые к этому дню собирали деньги на керосин для заправки базарных фонарей (начинался осенний осветительный сезон). Они же устанавливали на площади куст чертополоха и наряжали его своими бусами, лентами, устанавливали свечки, зажигавшиеся вечером. Тогда же начинался и их женский праздник, называемый “женитьбой Семена” или “праздником Свечки”.

Мужчины отмечали новый год в ремесленных цехах, где в этот день начинали работать при искусственном освещении. Они проводили и своеобразный обряд причащения: мальчикам-подросткам предлагали выпить чарку водки, и с этого дня они входили в мужское общество.

Последнее документальное свидетельство о праздновании в Киеве Семен-дня относится с 1887 году.

Обычаи да присказки

Время с Семена-дня по 21 сентября называется бабьим летом.

С Семена-дня до Гурия (28 ноября) – свадебные недели.
Девка на поре – женихи на дворе.

В Семен-день зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтоб не водились в доме.
Убьешь муху до Семена-дня – народится семь мух, убьешь после Семена-дня – умрет семь мух.