Причуда архитекторов
О существовании этого перехода знает, наверное, каждый киевлянин, и для многих из них он служит как бы еще одним из стимулов для того, чтобы гордиться за свой город. Потому что ни в одном другом метрополитене никакого другого города мира никакого подобного загадочного хода нет и близко. В Киеве он, что называется, эксклюзивный.
– Было бы неправильно называть этот проход тоннелем, – уточнил в разговоре с нашим корреспондентом руководитель пресс-службы Киевского метрополитена Александр Субботин, – ведь по нему не ездят поезда, а служит он для входа в служебные помещения станции, посредине есть небольшая дверь, ведущая туда. Такие помещения находятся на каждой станции, но расположены они, как правило, под платформой. Архитекторы же «Арсенальной» пошли по другому пути и построили подсобные помещения непосредственно на платформе, из-за чего у этой станции появился такой маленький вестибюль, ну и упомянутый уже проход. Думаю, это связано с геологическими условиями: «Арсенальная» очень глубокая станция и углубляться еще больше было бы накладно. Но, кроме как для доступа к техническому помещению, ни для чего больше этот проход не нужен.
Да, соглашаюсь я, это действительно так. Если в плане конструкторском существование прохода имеет какой-то смысл, то в плане потребительском, с точки зрения обычного пассажира метрополитена, он не годится ни на что. Более того, он даже вреден. Он вызывает у людей чувство испуга, провоцирует выброс в кровь разных нехороших гормонов, кому-то портит на весь день настроение, а кого-то прямо заставляет материться. В этом может убедиться лично каждый, кто готов по моему примеру ради интереса постоять в этом проходе.
Здесь выхода нет
И вот я спускаюсь по длиннейшим эскалаторам «Арсенальной». Отнюдь не самая оживленная станция в городе. Ездят все больше госслужащие да еще три дня в году – первого и девятого мая, а также седьмого ноября – станция испытывает значительный наплыв сторонников коммунистической идеи, собирающихся на свои традиционные демонстрации. Два выхода в город находятся в самом начале платформы, а посредине находится ОН – наш проход. Облицованный мрамором. Со сводчатым потолком. Длиной метров эдак тридцать. Никому не нужный. Пройдя по нему, упираешься в противоположные пути. И все. Выхода нет. Занимаю позицию посредине тоннеля. Время пошло.
Оговорюсь сразу: нетрудно заметить, что метрополитен со своей стороны сделал все возможное для того, чтобы люди по возможности не заходили в эту галерею, созданную благодаря причудам архитекторов. Здесь висит и соответствующая табличка, и стрелки, указывающие направление выхода. Но какая-то высокоэнергетическая сила все равно тянет людей завернуть именно в этот тупик.
Собственно говоря, нетрудно заметить, что с каждого поезда сюда заворачивает два-три человека. Очевидно, в основном это киевляне, которые задумались о чем-то своем и свернули не туда. Пройдя несколько шагов и заметив стену в противоположном конце прохода, они быстро разворачиваются назад. Многие демонстративно хлопают себя по лбу, мол, снова забыл. Можно сказать, что мало где есть места в Киеве, где так часто народ хлопает себя по лбам.
А вот это уже более интересный случай: бабушка с растерянным лицом передвигается от одного конца прохода до другого. И назад. И снова вперед. И снова назад… И везде натыкается на одну и ту же картину – перроны, рельсы. «Выход ищите?» – в ответ на глазах бабушки проступают слезы благодарности. И на всякий случай женщина добавляет «я имею в виду выход в город». А то кто его знает, где еще могут быть здесь выходы. Может быть это такая станция, откуда вообще нет выхода, только пересадка с поезда в одну сторону на противоположный? В этом непонятном Киеве столько загадок… Когда-то давно, школьниками, мы любили откровенно смеяться над приезжими, уверяя, что выхода с этой станции нет, один лишь переход с перрона на перрон. Каюсь. Если кто-то из жертв тех шалостей прочтет эти строчки, пусть простит нас, если сможет.
Вообще настолько растерянных людей, попавших в необычную ситуацию, можно увидеть лишь в программах вроде «скрытой камеры». Например, здесь можно заметить, как буквально на глазах белеет лицо румяного деревенского парня, неожиданно для себя оказавшегося в тупике. Еще один солидно одетый человек присел на свой дипломат и вытирает пот со лба. Видно, что он обескуражен, но старается не подавать виду. Кстати, кроме женщины, никто не пытается попросту спросить дорогу к выходу (из-за гордости?) и далеко не каждый догадывается проследить, куда направляется основной поток пассажиров. Нетрудно заметить некоторые закономерности поведения человека, попавшего прямо с поезда метро в какое-то странное сооружение. Они здесь такие: примерно треть человек, не обнаружив с другой стороны прохода даже намека на выход, возвращаются назад и исследуют платформу, пока, наконец, в самом его краю не натыкаются на искомые эскалаторы. Еще две трети, пройдя через проход на противоположную платформу почему-то ищут выходтам. Почти три четверти заблудившихся (в моем случае двенадцать человек из пятнадцати, которых я видел за час) ищут выход все-таки в правильном направлении. Остальные разведывают противоположную часть платформы и возвращаются назад к проходу заметно погрустневшими. На стрелку и немалого размера надпись «Выход в город» не обращает внимания никто. Недаром, видимо, говорят, что в последнее время в стране упало доверие к печатному слову.
Влюбленным рай и под землей
Последними за час наблюдения в проход зашла какая-то влюбленная парочка. Скорее всего, эти-то не заблудились, а наоборот, искали места поукромнее. Заметив постороннего, они поторопились скорее покинуть подземелье. Перед этим бросив на меня явно недружелюбный взгляд. Кстати, переход действительно представляет собой очень уютное место: и людей немного, и стены не обезображены рекламой. Правда, лавочки нет, так что спокойно не отдохнешь, книжки не почитаешь. Но постараемся быть объективными. Этот странный переход все-таки тоже часть нашего прекрасного города. По крайней мере я очень люблю показывать его приезжим. А художественная ценность памятников архитектуры (как, кстати, и антиквариата) всегда обратно пропорциональна ценности потребительской. Люди в своих художественных оценках часто восхищаются абсолютно ненужными предметами, на которые, впрочем, затрачено немало труда. То есть, если бы, например, возведение Эйфелевой башни имело хотя бы минимальный практический смысл, вряд ли это сооружение стало бы символом Парижа. Киев, конечно, не Париж (он не в пример лучше) поэтому строить железную башню для того, чтобы ею гордиться нам не нужно. У нас есть такая чудесная станция метро «Арсенальная» и пусть лучше уж «они» завидуют нам.
Последними за час наблюдения в проход зашла какая-то влюбленная парочка. Скорее всего, эти-то не заблудились, а наоборот, искали места поукромнее.
да-да, подтвержадю - место хорошее.:)
А по-моему, вполне правильный тоннель. Не будешь же оббегать всю станцию, если нужно быстро перейти на другую стороную 🙂
по сравнению со станцией в Москве(увы не помню как называется), в которой поезда идут по обеим веткам в одну сторону но приезжают в результате в разные ,этот тунель - детский лепет. вот там крышу рвет окончательно.
Зелёная ветка, недалеко от Автозаводской... Как мне помнится.
А как вам в Москве развязка 4-х веток в пределах одной станции 🙂 У меня там действительно крышу чуть не сорвало... 🙂
Насчет Москвы согласен, там сам черт ногу сломит.
А наш тоннель совсем не 30м а 15 от силы. У страха глаза велики.
Я учился в техникуме в районе Арсенальной и хорошо этот проход знаю.
Пусть работники метрополитена не лукавят. Основной объем станции "Арсенальная" - предбанник бомбоубежища, выстроенного для работников партправительственного аппарата на случай ядерной войны... И это давно не секрет
О Боже мой, конечно же Киев в сто раз лучше Парижа! :-)))
+1 🙂
абалдеть.....
всю жизнь живу в киеве не знала о существовании этого тунеля, благодарю)))
думаю, это не последняя "новость" на этом сайте, которая Вас удивит 🙂