В апреле 1899 года землю под постройку на Левашевской (ныне Шелковичной) улице покупает один из самых известных жителей города купец первой гильдии Семен Семеныч Могилевцев. Сын брянского лесопромышленника, в возрасте 34–лет он переезжает в 1876 году в Киев, где продолжает дело отца, открыв на Подоле первую паровую лесопилку. Несмотря на занятость, он старается принимать участие во всех событиях, которые происходят в городе. Уже через четыре года в 1880 г. его избирают членом Киевского сиротского суда (организации, которая отвечала за опеку малолетних сирот и вдов, контроль их капитала и имущества), затем гласным Киевской городской думы. Умея хорошо управляться с финансовой стороной дела, он получает должность казначея и директора Киевского городского кредитного общества, становится членом учетного комитета Киевской конторы Государственного банка. Всех его должностей не перечесть: глава Киевского биржевого комитета, председатель совета старшин Киевского российского купеческого собрания, член совета попечителей Киевского политехнического института, Женской торговой школы, Коммерческого института. 

Деловая и общественная деятельность Семена Могилевцева сопровождалась щедрым меценатством. На собственные деньги он строит в Киеве хирургический корпус на 40 коек, обустроивает рентгеновский кабинет в детской больнице, кабинет учебных пособий в помещении Общества сестер милосердия Красного Креста, помогает при покупке здания для станции скорой помощи и строительстве больницы на 30 коек в Никольской Слободке. 
Это его идея — осветить с помощью электричества крест памятника святому Владимиру на Владимирской горке как символ света христианства. И не только организовал реализацию этой идеи, но и профинансировал этот проект. Устройство освещения креста обошлось господину Могилевцеву в сумму свыше 800 руб (для сравнения: 2 копейки в то время стоила буханка хлеба, а 5 рублей — корова). Михаил Булгаков в своем знаменитом романе «Белая гвардия» так описал это явление: “Лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко…”

«Народное образование всегда было близко моему сердцу, в нем я вижу залог будущего благоденствия нашей великой России, и я тем охотнее пойду на жертвы, чем больше пользы от учреждения могу ожидать для народа… », — сказал Могилевцев в день закладки первого камня Педагогического музея имени Цесаревича Алексея. На строительство музея он выделяет сначала 300 тысяч рублей, а когда сметная стоимость достигает 500 тысяч рублей, полностью финансирует этот проект, чем поражает весь город невиданной щедростью. Сам происходя из крестьянской среды, он всячески торопит постройку, чтобы открыть музей в день празднования 50–летия отмены Александром ІІ крепостничества. Во время посещения Киева императором Николаем II и высшими чиновниками империи, 29 августа (11 сентября) 1911 года новостройка была освящена митрополитом Флавианом в присутствии премьер–министра Петра Столыпина (убитого три дня спустя в Киевской опере). Сам Могилевцев, согласно формулировке в прессе «имел счастье представляться Его Император¬скому Величеству», который «удостоил С. С. Могилевцева ми¬лостивой беседы». «Вне правил, за выдающиеся достижения перед Родиной», — так обосновал царь Николай І подаренный купцу Семену Могилевцеву чин дворянина (статского советника) за преданную службу.

Меценатская деятельность Могилевцева не ограничивалась городом Киевом. Владея вместе со своими братьями в Брянске 4 000 десятин земли с лесом, четырьмя паровыми лесопильными, двумя лесопильными заводами и имением, он много сделал не только для города Киева, но и для своего для родного города Брянска.
Но вернемся к нашему «Шоколадному домику». Могилевцев нанимает главного архитектора Киева В. Н. Николаева, который проектирует роскошный двухэтажный кирпичный особняк в стиле венецианского ренессанса. Уникальные интерьеры особняка соединили под одной крышей различные художественные стили (модерн, ренессанс, готика, барокко). На первом этаже дома размещалась контора по промышленным делам. По мраморной лестнице можно подняться на второй, парадный этаж. Тайна дома открывается по мере того, как одну за другой проходишь оригинальные комнаты, каждая из которых посвящена определенной стране и эпохе и воссоздает определенный стиль — модерн, ренессанс, рококо, мавританский, византийский. Зеркала, лепные потолки, роспись на стенах, потолках, мраморные подоконники, резные двери с латунными приборами, мебель – все тщательно подобрано и соответствовало стилю. Здание построено по образцу дворцовой архитектуры, где почти все комнаты проходные и практически нет закрытых помещений. Дом–ларец был выстроен в рекордные сроки: всего за три года. 

 

Семен Семеныч Могилевцев, был завидным женихом, соединиться браком с которым мечтало не одно почтенное киевское семейство. Он получил прекрасное образование (учился на юриста в Петербургском университете), был щедрым, заботился о детях и больных, и при этом оставался богатейшим человеком города. Между тем, он так никогда и не обзавелся семьей, живя совсем один в своем особняке–сказке. Он умер в августе 1917 года, не дожив до Октябрьской революции. Детей у него не было, и после его смерти все свое имущество досталось многочисленным племянникам. Вопрос, почему он так никогда и не женился, сильно беспокоил современников. Среди жителей Киева ходит легенда о том, что долгие годы Могилевцев был влюблен в замужнюю женщину дворянского происхождения, по преданию княгиню. И именно для встреч с ней, когда любимая приезжала из другого города, он построил этот «сказочный» домик с древнерусскими цветами, птицами, бабочками, павлинами, гирляндами в стиле модерн и копией головки прекрасной Сары Бернар с афиши работы великолепного художника Альфонса Мухи…
PS. Не знаю, тема любви ли тому виной, но в 60–е годы в “Шоколадном доме” расположился дворец бракосочетаний, на лестнице которого сфотографировалось много поколений молодоженов. Ну а те невесты, кто как и княгиня не решились соединить себя узами брака, сбегали в последнюю минуту из–под венца через большое окно на первом этаже этого старинного особняка.