Сегодня киевские мосты через Днепр можно буквально пересчитать по пальцам – Московский, мост Метро, мост Патона, Южный мост, железнодорожные – Дарницкий и Петровский, строящиеся Подольский и Дарницкий автомобильный.
«Наш Киев» заинтересовался жизнью мостов пешеходных. Их в Киеве довольно немало, если учитывать все мосты: и «речные» и парковые. Но есть мосты пешеходные – особенные и уникальные, живущие собственной жизнью, с которыми связано много интересных историй и обычаев.
Пешеходный мост. Труханов остров.
Пешеходный мост на Труханов остров был построен в 1957 году при непосредственном участии института Электросварки им. Патона.
Мост «сварной», длиной более 400 метров. Активно посещаемый, особенно в теплое время года – так как по нему прямиком с Крещатика можно попасть на городской пляж.
Раньше было много любителей «полазать» по конструкциям моста – есть специальные, как поручни и ступени, но сейчас эту «лавочку» прикрыли, дабы избежать несчастных случаев. Впрочем, молодежь это не останавливает.
Более того, это мост любовных признаний, откровений и философских открытий.
В следующем году пешеходный мост на Труханов остров собираются закрыть на ремонт, ввиду того, что несущие конструкции его уже довольно поизносились. Городские власти планируют начать работы уже в начале 2010 года. Так же будет заменено дорожное полотно.
Чертов мост. Парковый.
Этот мост, связывающий две части парковой зоны, имеет одновременно и хорошую и дурную славу. Пожалуй, ни один киевский мост не имеет столько названий одновременно.
Киевляне чаще всего именуют его «Чертов мост» и «Мост влюбленных». Представители правоохранительных органов столицы называют его еще «мостом Сумасшедших». Информационная табличка у моста сообщает, что мост был построен в 1912 году, а восстановлен в 1983, но не все исследователи киевской истории с этим всегда согласны.
Название «Чертов» произошло от того, что многие боялись идти по деревянному настилу, и, так как конструкции изначально были очень легкими – мост качало от порывов ветра. «Мост сумасшедших» – потому что, прыгая с моста, сводят счеты с жизнью несчастные в любви. Такую нехорошую традицию еще до октябрьской революции основал один киевский гимназист. После его самоубийства городские власти даже приставили к мосту городового. Последнее самоубийство «от несчастной любви» случилось тут в апреле 2009 года. Специального милиционера, который бы предотвращал попытки суицида здесь нет. Кто захочет – того не остановить.
А вообще этот мост – традиционный «выразитель» любви, и привычней и приятней считать его таковым.
Все перила испещрены любовными надписями, а конструкции плотно увешаны замками всех мастей и размеров. Иногда, довольно необычными и, даже, «полудрагоценного» вида.
Чтобы доказать свою любовь – девушки и парни привязывают так же части нижнего белья, носовые платки и, иногда, средства контрацепции.
Традиция вешать замки на мосты пришла к нам из Италии, а украинская молодежь ее с радостью подхватила. В Риме на перилах и фонарях моста Понте Мильвио, что над Тибром, висит множество замков. В одно время их стало так много, что не выдержал и рухнул фонарный столб и власти города не только запретили вешать новые замки, но и срезали предыдущие с моста. До сих пор этот ритуал поддерживают влюбленные Флоренции – они оставляют замки на мосту «Понто Веккьо». Городские власти пугают их штрафом в 50 евро. Но замки таинственным образом все же появляются.
Киевские власти, так же проводили «рейд на замки», но те появились снова. Иногда, посмотрев на количество и размеры некоторых, хочется пробежать мост побыстрее, боясь, что последний не выдержит всего груза любви.
Гидропарк. Венецианский мост
Венецианский мост был построен в 1966 году. Длина его составляет 144 метра, с него открывается великолепный вид на правобережный Киев. Хоть мост и и считается пешеходным, есть тротуары и проезжая часть для автомобилей.
Мост получил свое название от имени Венецианского залива Днепра и одноименного острова. Эта местность сравнивалась киевлянами с Венецией неслучайно, раньше, весной Днепр сильно разливался, накрывая территорию современного Гидропарка водой. Поэтому многие местные жители строили здесь дома на сваях, а между ними сновали лодочники-перевозчики, эдакие киевские «гондольеры».
Венецианский мост не такой романтичный, как «Мост влюбленных» и не такой «прогулочный», как мост на Труханов остров. По нему летом ходят на пляж «Молодежный», прыгают с него, не сводя счеты с жизнью, а, скорее, на спор, его перила лишены философских тезисов. Здесь принято хвалиться результатами.
На мосту если и задерживаются, то только чтоб полюбоваться правобережьем, впереди – спортивная площадка и водные процедуры.
На левом берегу Киева существует еще несколько пешеходных мостиков: через Русановский канал, но они практически лишены романтики – их облюбовали стихийные торговцы.
фото заголовка by angel-dust
Статья, конечно, интригующая. Однако есть пару замечаний:
1. Почему рассказано всего лишь о трех мостах? Есть как минимум еще один пешеходный мост - недавно построенный мост от Октябрьского дворца (МЦКИИ) к "Глобусу" над улицей Институтской. Я не специалист, однако по-моему, при постройке этого мостика конструкторы не единожды оглядывались на парковый мост Патона. С этого моста окрывается вид на Майдан Незалежности, купола колоколен Софиевского и Михайловского Златоверхого соборов, а также на некоторые новостройки в исторической части города.
2. Дополнение к состоянию Паркового Пешеходного моста. Тут играет роль не только возраст моста и, соответственно, изношенность материала. Как сказано в статье, он был построен в 1957 году. Просмотрите начало фильма "Королева бензоколонки" (виды из окон автобуса) - в одном из кадров как раз показан Центральный пляж Киева. Пещаная полоса тогда была по крайней мере в два раза шире, чем сейчас. Соответственно, первые две опоры моста со стороны Труханова острова находились на суше. В 1972-1978 годах была построена плотина Каневской ГЭС. В результате этого уровень Днепра в пределах города Киева поднялся. Затопило большую часть пляжной полосы Труханова острова, и, соответственно, две опоры Паркового Пешеходного моста, изначально стоявших на песке, оказались в воде. Не смотря на медленную скорость течения, опоры постоянно подмываются, что не может не сказываться на общем состоянии моста.
Кстати, по воспоминаниям старожилов: в семидесятых-восьмидесятых годах посередине Паркового пешеходного моста стоял милиционер, следивший за внешним видом отдыхающих. Если человек находился на половине, прилегавшей к острову, он спокойно мог разгуливать в пляжном виде. Но если он переходил на противоположную половину, он обязан был одеться. В частности мужское население обязано было одеть брюки и рубашку.
спасибо за дополнение, надеюсь, Вы как-то напишете отдельный материал по этой теме, раз она так для Вас интересна =)
>В Париже, например, через Сену проложено около тридцати восьми мостов, а в российском Санкт- Петербурге только в исторической части города их более трехсот.
Если уж проводится сравнение с Сеной, то, имхо, правильней посчитать мосты через основное русло Невы - их там всего 7 (не считая Финляндского железнодорожного) 😉
Поэтому в Питере с мостами проблем порой даже больше, чем в Киеве.