Восстановленные двери размещаются в среднем проеме главного входа в тройную аркаду западной галереи. Установлены они в конце XVII – начала XVIII века. Именно тогда София Киевская была частично перестроена, ее внешний облик изменился, появились элементы барочного искусства, которые дошли до наших дней.
– Нам пока не удалось найти письменных свидетельств того, в каких годах и каким мастером были изготовлены двери. Но по тому, где и как они установлены, по элементам украшений, материалу, характеру работы можно утверждать, что они относятся именно к рубежу XVII – XVIII веков, к периоду гетмана Ивана Мазепы и митрополита Варлаама Ясинского, – рассказывает завотделом научно-исторических исследований Национального заповедника “София Киевская” Надежда Никитенко.
Время не пощадило металл: во многих местах он был разъеден коррозией, протерт, поцарапан, продавлен. Не была видна и позолота.
– У реставраторов есть правило: сначала проводят консервационные работы, то есть моют, удаляют загрязнения, а только потом восстанавливают недостающие детали. И вот когда начали очищать поверхность, увидели подлинную позолоту, долгое время скрытую под верхним слоем грязи. Не хватало только нескольких накладок. Их изготовили наши реставраторы, а потом позолотили методом гальваники, – говорит главный художник корпорации “Укрреставрация” Инна Дорофиенко.
Для чеканщика-реставратора Николая Канчуковского самым сложным было заварить рваные дыры на медной поверхности так, чтобы не нарушить чеканку соседних участков и полностью воссоздать богатые узоры.
– Толщина покрытия – 1,5 мм, и такая филигранная работа. На совесть делали деды! – поражается Николай Канчуковский.
Внуки, впрочем, не хуже. Отличить старинную чеканку от восстановленных деталей невозможно. На все про все мастерам понадобилось полгода, включая исследование, пробы, изготовление недостающих “запчастей”. И вот теперь обновленные ворота снова заняли свое почетное место в Софийском соборе.
СПРАВОЧНАЯ “ГАЗЕТЫ…”
Высота двустворчатых чеканных ворот – 3,63 м, ширина – 2,045 м.
Вес – около 600 кг.
Створки поделены на шесть симметричных филенок.
В центре каждой – овальные медальоны с изображением архангелов, нарисованных масляными красками. Сейчас медальоны находятся на реставрации.
Додати коментар