Лыбедь – та голубая лента, что соединяет территории двух бывших районов города – Зализничного и Жовтневого в один нынешний – Соломенский.
В давние времена река столетиями служила Киеву верой и правдой и как труженица, крутила колеса водяных мельниц, и как естественная преграда на пути захватчиков. Для предупреждения жителей на ней был создан ряд поселений-застав. Следы одной из застав найдены близ современных Караваевых Дач. В районе станции метро “Берестейская” тоже найдены остатки подобной заставы.
Считается, что история Соломенки начинается в XIX веке. На самом же деле в этой местности люди жили еще во времена неолита.
Во время археологических раскопок на Соломенке были обнаружены кремневые наконечники стрел, каменные ножи, скребки, а также обломки керамики с орнаментом.
Как киевское предместье Соломенка известна с 1830-х годов. Она представляла собой небольшую слободку, на которой стояли крытые соломой мазанки(отсюда и название местности), принадлежавшие крепостным Киево-Печерской лавры, отставным солдатам и малоимущим людям. В 1858 году часть Соломенки была присоединена к Киеву как компенсация за земли, отобранные у города при строительстве Новой Печерской крепости.
Быстрому росту села Соломенки, переселению в район речки Лыбеди людей способствовало начатое в 1834 г. строительство Киево-Печерской крепости и железнодорожной линии Киев – Балта. В 1870 г. открылось регулярное сообщение с Балтой. В том же 1870 г. стал в строй построенный в стиле английской готики архитектором Вишневским железнодорожный вокзал.
В 1860-е годы население предместья начало быстро расти. Этому способствовало строительство в долине реки Лыбедь железной дороги. Вначале жителями Соломенки стали те, у кого отобрали земли под прокладку железнодорожного полотна. Затем, когда при железной дороге были созданы вагонные и паровозные мастерские, их работники поселились на Соломенке. Так возникла Железнодорожная колония.
Известный певец и композитор Александр Вертинский вспоминал: «Наша последняя киевская квартира находилась в Железнодорожной колонии, за вокзалом. Надо было перейти железнодорожные пути, и вы оказывались в маленьком городке с одноэтажными домиками, окруженными цветущими палисадниками… Дядя мой заведовал вагонным цехом. Ему по должности полагалась казенная квартирка из пяти комнат, с ванной и кухней, с верандой, выходящей в небольшой садик. В саду были несколько старых деревьев, выкрашенная в зеленый цвет беседка, а вдоль невысокого забора стояли серебристые украинские тополя».
Еще одним примечательным жителем Железнодорожной колонии была Ксения Держинская – будущая оперная звезда, солистка Большого театра в Москве, народная артистка СССР.
Появление железной дороги привело к разделению Соломенки на Нижнюю (вдоль реки Лыбидь и железнодорожного полотна, ныне – промзона) и Верхнюю (по обе стороны современной улицы Урицкого).
В 1857 г. построен Владимирский кадетский корпус -по проекту И.В. Штрома.
В 1874 году на обеих Соломенках проживало 3910 человек, насчитывалось 379 домов, из них 76 – землянок и мазанок, и лишь один дом был каменным. Из 212 дворов только 36 имели колодцы.
В январе 1901-го Сенат постановил отделить Верхнюю Соломенку от Киева, и слободка стала самостоятельным селом. Лишь в 1910 году вся Соломенка полностью вошла в городскую черту. К Соломенке присоединили поселки Верхнюю и Нижнюю Соломенку, Батыеву Гору, Протасов Яр.
В том же 1910-м на Верхней Соломенке, в усадьбе Стрекаловых, поселился будущий классик украинской литературы Степан Васильченко, тогда 32-летний новеллист и драматург. «Я живу в конце города, в хорошем месте, в саду возле Кадетского гая, – писал он. – Комната просторная. Адрес: Соломенка, Новая улица, дом №22, усадьба Стрекаловых. Это недалеко от станции».
Местность, в которой поселился писатель, называлась Стрекаловкой – по имени владельца усадьбы. На современной карте Киева это улица Островского, неподалеку от церкви. У Стрекалова было великолепное собрание книг, настолько большое, что при советской власти его превратили в районную библиотеку. Наверняка Васильченко пользовался книгами Стрекалова. Именно на Соломенке писатель создал ряд известных произведений, включая «Мужицкую арифметику», изучаемую в школе.
Советская власть, бойко взявшаяся переименовывать киевские улицы и целые районы, не оставила без внимания и Соломенку. Ее назвали Сичнивка – в честь восстания в Киеве в январе 1918 года. Впрочем, новое название не прижилось, и спустя десятилетие местности официально вернули ее историческое название.
В 1926 году улицу Игнатьевскую, центральную магистраль Соломенки, назвали улицей Урицкого. По ней пустили трамвай 8-го маршрута – на нем можно было доехать до университета и далее до Михайловского собора.
Соломенка гордилась своими оригиналами. Например, до войны здесь проживал железнодорожник ростом около двух с половиной метров. Когда он шел по улице, его всегда сопровождала толпа детей, кричавших: «Дядя Степа, достань воробушка». После смерти этого уникума гипсовый слепок его фигуры был установлен в анатомичке Киевского мединститута.
«Соломенка в те времена утопала в садах, – вспоминал ее тогдашний житель Микола Щербак, впоследствии известный зоолог, член-корреспондент НАНУ. – Мы часто делали набеги за яблоками… Неподалеку от бани (в районе теперешней Соломенской площади) был пруд, куда мы ходили купаться… В ярах мы делали шашлыки из стреляных воробьев, пекли краденую на огородах картошку, иногда покупали в складчину в лавке Шапиро тарань (20 коп. за килограмм), чувствовали себя робинзонами».
Эти яры ждала невеселая участь – в довоенные годы их начали засыпать мусором. В результате на Соломенке возникла городская мусорная свалка, около которой начали крутиться всевозможные старьевщики и заготовители вторсырья.
В 1938 г. был официально основан Зализничный район. Он стал полноправным наследником истории и культуры Соломенки.
В 1960–70-е годы облик Соломенки кардинально изменился. Прежние усадьбы ушли в прошлое (хотя и поныне еще кое-где можно обнаружить остатки прежней застройки), им на смену пришли 9–18-этажные дома. Центральная улица Соломенки – улица Урицкого – в результате реконструкции расширилась в несколько раз. А в 2002 году на карте столицы появился Соломенский район.
———-
Соломенский район.
Беда с этими переделами и переименованиями, все, что резко изменилось, становится неестественным, как новая обувь. Особенно плохо с названиями. Ну, как теперь назвали район – Соломенский, словно нельзя было придумать что-то поизящнее. Хотя, если разобраться, то из чего выбирать – Жовтневый, Ленинградский, Железнодорожный, Чоколовка или Шулявка. Последнее как-то лучше, а то Соломенский, как-то представляешь мазанки под соломенной крышей, хотя в Киеве есть и аналогия – Куреневка.
Но это лирика, возьмем официально название – Соломенка, которое как географическое понятие на карте Киева возникла в середине XIX ст., с 1858 г. как пастбище для скота, а потом как предместье Киева. Происхождение названия само напрашивается, от хат под соломенной стрехою. Потом с 1860-х гг. появились два рабочих поселка. Верхняя Соломенка (район Кавказской и Кубанской улиц) и Нижняя Соломенка (вокруг площади П. Кривоноса). Большинство жителей работала как по строительству, так и на обслуживании Юго-Западной железной дороги. Поэтому значительная часть поселка получила название Железнодорожная колония. Сейчас это район вдоль Брюллова, Лукашевича, Фурманова и других маленьких улиц, о которых знают только проживающие там и таксисты. И напрасно, эти непритязательные улочки, где и ныне стоят двухэтажные домики, когда-то составляющие все постройки города, помнят многих знаменитостей. Тут на ряде улиц-линий размещались Главные мастерские для ремонта подвижного состава, лаборатория, училище. Часть из них имеют архитектурную и историческую ценность. В зданиях Главных мастерских располагается Электровагоноремонтный завод, бывший одним из ведущих предприятий города, где в 1879 г. произошла первая рабочая забастовка. Но не это было главным, именно тут в 1878 г. известный инженер- новатор Александр Бородин впервые в Киеве провел электрическое освещение. Знаменитый писатель Николай Островский работал в этих мастерских, о чём свидетельствует памятная доска. В одном из зданий мастерских еще 15 лет тому существовал один из интереснейших музеев с ценнейшими экспонатами, но с переменой акцентов и мировоззрения общегосударственной политики, музей “антинационалистического направления” был закрыт.
На ул. Фурманова № 3/8, (писатель никогда не был в Киеве), расположена оригинальное кирпичное строение конца ХIХ ст. с элементами романского стиля – первая в России железнодорожная лаборатория (арх. З. Журавский, А. Кобелев). Рядом в №1/5 в бывшем сиротском приюте, построенном тем же, выдающимся архитектором Александром Кобелевым (автор Национального банка Украины), прошли детские годы Анатолия Петрицкого, одного из лучших художников нашей страны. Перед этим зданием с 1910 г. стоял бюст царя Александра III, к которому постоянно клала цветы его вдова Мария Федоровна, мать последнего царя. Она любила Киев, выбрав его своей резиденцией с 1915 по конец 1917 гг. После революции это здание использовалось как техучилище железнодорожников, где получал образование В.С. Кудряшов. Он был одним из руководителей антифашистского подполья и был казнен в 1942 г. Поэтому на месте императорского бюста в 1972 г. появилась работа скульптора Г. Молдавана – памятник Герою Советского Союза.
В 1910 г. эти местности вошли в городскую черту, после чего началась благоустройство и реконструкция, которую приостановила война, плавно переходящая в революцию и гражданскую бойню. В связи с тем, что рабочие, жившие там, принимали активное участие в последующих событиях и особенно в январском восстании 1918 г. против Украинского правительства, то благодарная Советская власть назвала эту местность Сичневка, или “Сичневого повстання район”, в последствии переименованный в Зализничный район.
Центр, благоустройство которого началась в 1960-е годы, стал первым жилым массивом города, под названием Чоколовка. Тогда строили в основном 5-ти этажные здания, которые получили название -“хрущевки”, а район “Хрущобы”. Будем щадить чувства жителей и не будем особо критиковать этот тип строительства, так как большинство зданий в описываемом регионе построено в основном в те годы, и по тем же стандартным массовым проектам. Можем приветствовать появление 16-ти и 9-ти этажных зданий новой элитной планировки, расположенных вдоль основной улице этой части района. Она, по непонятной причине, сохранила имя революционера Моисея Урицкого, который, правда, в Киевских главных мастерских проводил революционную работу и даже сидел в Главной гауптвахте Киевского гарнизона. Раньше до 1926 г. улица была Игнатьевской, в честь киевского генерал-губернатора А.П. Игнатьева (отца известного писателя), при котором её спланировали и назвали Великой.
Самой большой достопримечательностью здесь является Покровская церковь, что на Стадионной улице, ведущей к стадиону железнодорожников “Локомотив”. Церковь построена в память митрополита Киевского и Галицкого Платона (Городецкого). Он прославился последовательной борьбой с раскольниками и другими неправославными течениями. Чтобы добиться успехов в переходе донских калмыков из буддизма в православие, Платон, в то время архиепископ донской, изучил калмыцкий язык и ввел изучение его в местных семинариях. В Киеве он боролся со штундистами, которые было не мало в окрестных селах, и написал немало духовных трудов. Он умер в 1891 г, на Покрова, поэтому церковь, построенную в 1893 – 97 гг. по проекту архитектора И. Николаева, часто называют Покровско-Платоновской. Она значительно расстроена в 1914 г. под наблюдением архитектора К. Сроковского. К сожалению, в советское время ее довольно сильно “сократили”, лишив завершения в виде пяти куполов и шатра колокольни, так называемого “московского” стиля. Церковь представляет большую историко-мемориальную ценность, так как парафияльным священником долгие годы с 1905 г. был выдающийся деятель Украинской церкви митрополит Василий (Липкивский). 11 октября 1921 г. в Софии Киевской собралось более 500 представителей духовенства и мирян. Они в течение двух недель обсуждали вопросы организации независимой автокефальной церкви. Во время богослужения в соборе, в котором служили 40 священников, способом “всенародного освещения” священник Василий был поставленный на киевского митрополита. Автокефальная церковь вскоре была запрещена советским режимом, а сам митрополит и большинство священников репрессированы.
Если вернуться на Соломенскую площадь, которая так часто меняла свое название, что объемы издания не позволят их все перечислить. Скажем о некоторых – в 1950-80 гг. была площадь Урицкого, что интересно без официального подтверждения. Об этом узнали, когда по указу свыше, в 1983 г. она стала носить имя Л.И. Брежнего, кто забыл генерального секретаря ЦК КПСС с 1964 по 1982 гг. С 1988 г. ей вернули первоначальное название, а памятную доску (ск. И. Гончар), висевшую на здании Академии МВД, на честь Леонида Ильича, почему-то сняли. Здание Национальной академии внутренних дел Украины абсолютно типичное для 1952 г. (арх. С. Барзилович) использование строгих солидных классических архитектурных форм. Даже фасад этого сооружение характерен монументальным 16-ти колонным приставным портиком с сохранившейся старой символикой. Еще одну сторону площади занимает 9-ти этажный параллелепипед из бетона, алюминия и стекла. Эта другая эпоха в строительстве, – дом проектных и научно-исследовательских институтов, 1967 г. (арх. В. и А. Жуковы).
Напротив одно из интереснейших сооружений района – Национальная Академия обороны Украины. Расположенное по Воздухофлотскому проспекту № 28, оно построено в 1914 -18 гг. с элементами романо-готического стиля, архитектором Д. Зайцевым для Николаевского артиллерийского училища. Важнейшее событие произошло 6 октября 1918. В присутствии Владимира Винниченко, Ивана Огиенко здесь был торжественно открыт Украинский национальный университет.
Площадь довольно большая, поэтому на ней время от времени появляются какие-то памятники. Последним стало произведение Владимира Чепелика в память работникам милиции, погибшим на своем посту. Как и положено монументу, возвышается без определенного возраста скорбящая женщина.
Между бывшей площади Л.И. Брежнева и Батыевой горой находится Кучмин Яр, и, не смотря на то, что исторические аналогии здесь напрашиваются сами, мы решили их избежать. Институт Связи расположен рядом с Соломенским кладбищем с комплексом мемориальных захоронений участников Великой Отечественной войны.
На Соломенской улице, в доме № 24 находится Главное управление архивов, а также Центральные государственные архивы Украины – Исторический, Высших органов власти и управления, Кинофотофонодокументов им. Г. Пшеничного. Громадные фонды этих архивов позволяют подробно разобраться в отечественной истории, служат очень полезным материалом для будущего управленческого аппарата.
Выше находится Национальный университет строительства и архитектуры. Этот одно из ведущих высших учебных заведений страны основано в 1930 г., и дало Украине, многим государствам мира целый ряд известных зодчих, инженеров, строителей, специалистов в различных направлениях проектирования, экономики и технологии строительства. Со стороны Воздухофлотского проспекта находится сооруженный в лаконичных формах главный корпус вуза (арх. В. Гопкало, Л. Каток, М. Либерберг), сооруженный в 1959 – 63 гг. Более оригинальное решение и нетрадиционное у фасада корпуса архитектурного факультета (арх. Л. Филенко, В. Коробко, М. Гершензон). Когда это сооружение было закончено в 1983 г., то оно было премировано как лучшее сооружения данного года в СССР.
Памятник певцу бурной комсомольской молодости Николаю Островскому (ск. А. Хоречко, арх. Игнащенко), поставлен в 1979 г. перед зданием Электромеханического техникума железнодорожного транспорта на Воздухофлотском проспекте № 35. Оно построено в 1950-х гг. в характерных для того времени классических формах (арх. П. Красицкий).
На этот район в последнее время обращено внимание со стороны государственной и городской власти. Поэтому уследить за строящимися корпусами самого различного назначения – от жилых элитных домов до небольших храмов, довольно сложно. Самое достопамятное место, которое будут вспоминать еще долго – это реконструкция Севастопольской площади. Как-то получилось, что если правительство Москвы ограничилось лишь обещаниями помощи городу Севастополю, то Киевский голова А.А. Омельченко на конкретном примере Севастопольской площади показал, что и не только центральная часть важна в столице Украины.
На ул. Народного Ополчения № 5 находятся корпуса современной архитектуры Научно-исследовательского института им. Н.Д. Стражеско, выдающегося врача терапевта, академика, который был создателем этого медицинского центра. В институте располагается мемориальный музей, где собраны личные вещи учёного, документы и материалы исследований, выполненных более 80 лет тому назад – о строфантине, предупреждении и лечении инфаркта миокарда и др. На территории с 1978 г. стоит бронзовый памятник академику (ск. И. Шаповал, арх. И. Шемсединов).
От ул. Народного Ополчения можно попасть в современный микрорайон под таким чисто условным, но прижившимся названием “Турецкий городок”. Нет, турки там не живут, они только с 1993 г. на деньги ФРГ строили эти 8 жилых домов с комплексом обслуживающих помещений для военнослужащих, которые покинули Восточную Германию.
Расположен этот микрорайон на ул. Ивана Пулюя, ученого-физика, первооткрывателя так называемых “рентгеновских лучей”, а пройти от него нужно по небольшой ул. Федора Эрнста. Жизнь Федора Людвиговича, выдающегося историка искусств и киевоведа была довольно сложной. Эрнст был подвергнут репрессиям, как украинский националист, а погиб в 1949 г. в ГУЛАГЕ по обвинению в шпионаже в пользу немцев. Он, истинный знаток Киева, в 1921 г. организовал научный центр по изучению города, а в 1930 г. под его редакцией вышел один из лучших путеводителей “Київ”.
Мы выше упоминали Чоколовский массив, скучное однообразие домов возведенных в 1956 -63 гг., которого скрашивает обилие зелени и напоминание в названии улиц о городах бывшего СССР. Плановую ось данного массива составляет Чоколовский бульвар, который до 1993 г. носил гордое имя основателя КПСС. Чем же заслужил Николай Иванович Чоколов, что центральную улицу микрорайона вместо Ленина назвали его именем? Староста купеческого собрания, гласный городской думы, активный просветитель, не лишенный грубости и категоричности в отношениях с некоторой частью населения, он помог рабочим построить здесь свой поселок. В ХIХ ст. эта территория была частной собственностью писаря Никольско-Борщаговской волости Устименко. В 1901 г. группа рабочих завода Гретера и Криванека ( о нем дальше) купила часть этой земли за 26 тис. руб., из которых значительная доля была выделена Чоколовым. Новые хозяева создали тут артельное поселение из недорогих жилищ. А когда в 1905 г. его торжественно открыли, то назвали его на честь благодетеля. Так что В.И. Ленин помогал рабочим всего мира, а этот только одному поселку. Вот и вся разница!
Далее мы пройдем мимо памятника К.Д. Ушинскому, который стоит на Питерской, а не на улице своего имени. Константин Дмитриевич, основатель отечественной педагогике, ни родился, не жил, не умер в Киева, но перед смертью в Одессе, завещал похоронить его в красивейшем, старинном Выдубецком монастыре. Памятник традиционный и был поставлен в 1974 г. (ск. А. Скобликов, арх. А. Игнащенко). Нужно упомянуть воздвигнутый на углу Ереванской и Курской достаточно выразительный Дворец творчества детей и молодежи.
Мы вернулись на Воздухофлотский проспект, чтобы рассказать о двух очень интересных и важных объектах.
Это построенный по типовому проекту в середине 50-х годов райком партии, где после реконструкции проведенной в 1994 г. по рекомендациям талантливого архитектора и художника Ефима Рудминского располагается посольство Российской Федерации. Особенно обращает внимание интерьер здания, ставший вместо сухо казенного изыскано красивым.
Основной осью этой части района является Воздухофлотский проспект. Он проходит от ул. В. Черновола до аэропорта Жуляны. Такое название он получил в 1923 г., хотя с 1934 г. было и Героев Стратосферы в честь стратонавтов П.В. Федосеенко, А.Б. Васенко и И.Д. Усыкина, погибших во время полета стратостата “Осоавиахим-1”.
Описание этого бывшего Железнодорожного района, вошедшего в состав обновленного Соломенского, хочется закончить подробным описанием наиболее интересного сооружения – Министерством обороны Украины. Оно расположено в самом начале Воздухофлотского проспекта, который в свое время носил название Кадетское шоссе. Это дорога, как и зеленый массив, практически полностью вырубленный в первые годы Советской власти, получили свое наименование от Киевского Владимирского кадетского корпуса. Он был основан в конце 1851 г., а с 1857 разместился в, специально построенном по проекту И. Штрома, громадном помещении, доныне самом большом в Киеве. Оно в плане напоминает букву “Н”. Иван Васильевич Штром (1823 – 87) – известный архитектор, а звание академика Петербургской Академии художеств получил за проект Владимирского собора. В Киеве он построил театр, который сгорел, и здание присутственных мест (Владимирская,15), где сейчас располагаются службы МВД и прокуратуры.
Кадетский корпус был одним из самых престижных. Тут вначале учились исключительно дети военнослужащих и дворян, до 1863 получая при окончании офицерский чин. Но после Польского восстания и в связи реформами военного образования, стал войсковой гимназией, средним учебным заведением, после которого, желающие стать офицерами могли поступить в юнкерское училище. Это одно из лучших учебных заведений, не только Киева, но и страны, к сожалению, прекратил свое существование во время Гражданской войны, когда красные части надолго укрепились в городе. К сожалению, не написана подробная история КВКК, были лишь небольшие издания 1901 г., когда владимирские кадеты праздновали свой полувековой юбилей. А было о чем написать. С 1912 г. выходил же “Кадетский журнал”. О знаменитых ученых, которые были среди преподавательского состава, среди которых хочется назвать в первую очередь известного языковеда Павла Житецкого, а также математика М. Ващенко-Захарченко, ботаника А. Роговича, историка литературы А. Линниченко. Отдельно отметим одного из близких друзей Т. Шевченко и Н. Гоголя, нарисовавшего 104 иллюстрации к его “Мертвым душам”, – Александра Алексеевича Агина. Он с 1853 по 1864 год преподавал рисование в этих стенах. Там получил образование известный пейзажист Николай Дубовской и создатель первой рельефной карты России А.А. Тилло, кстати, родившийся в Киеве.
Но в первую очередь здесь получили образование будущие командующие армиями в 1-ую мировую войну – А.В. Самсонов и Н.Н. Духонин. Их имена на слуху, но не по их военным способностям. Первый больше известен неудачами на фронте, когда командовал 2-й армией. Второй достиг высших командных чинов, став начальником штаба Главковерха, а после расправы над ним 30 ХI 1917 г. в Могилеве, был похоронен на Аскольдовой могиле. Его печальная участь вошла в фольклор Гражданской войны, когда расстрел назывался “штаб Духонина”. Еще один выпускник, пройдя путь от полковника царской армии до командарма 1 ранга и начштаба РККА, – уроженец Киева Сергей Сергеевич Каменев. Широко известен его ответ на вопрос: “Родственник он Л.Б. Каменева?” – “Даже не однофамилец!”
Среди выпускников организаторы вооруженных сил УНР О. Галкин и В. Петров, полковник, который в январе 1918 г. оборонял Киев. Хочется назвать широко известного, среди читающей публики, автора книги “50 лет в строю” Алексея Алексеевича Игнатьева. Он, сын губернатора, стал военным дипломатом царской России, а потом советским генерал- лейтенантом. А кто знает, что тут учился один из популярнейших философов и мыслителей современности Николай Александрович Бердяев? Весной и летом 1919 г. здесь были командные курсы Красной армии, которые окончил А. Голиков, ставший классиком советской литературы Аркадием Гайдаром. Потом размещалась Пятая (Киевская) пехотная школа. С 1923 г. пять лет комиссаром ее был герой гражданской войны М.П. Амелин.
Но памятные доски на фасаде здания весят не выше перечисленным. После последней войны здесь располагался штаб Киевского военного округа, поэтому доски говорят о советских военачальниках, занимавшие командные посты в этих стенах этого здания.
Это Георгий Константинович Жуков (1896 – 1974), маршал, четырежды Герой (1939, 1944, 1945, 1956), который в 1940 г. был командующим КВО.
Гречко Андрей Антонович (1903 – 76), маршал, дважды Герой (1958, 1973), в 1945 – 53 гг. – командующий войсками КВО.
Якубовский Иван Игнатьевич (1912 – 76), маршал, дважды Герой (январь, сентябрь 1944), в 1965 – 67 гг. – командующий КВО. Эти же посты занимали маршалы В. Чуйков и П. Кошевой.
Чтобы немножко отдохнуть от обилие звучных имен и широко известных фамилий, мы подошли к размещенному поблизости комплексу Центрального спортивному клубу армии со стадионом на 11 тыс. зрителей, построенный в 1965 г. В глубине комплекса находится крытый плавательный бассейн (арх. Ф. Полищук, инж. Б. Ческий), который одно время считался самым большим в Европе.
Так мы подошли к речке Лыбеди. Ни её поэтическое название, ни бесчисленное количество легенд, сложенных за тысячелетие не соответствуют её современному виду. В ней вредных примесей, наверное, не меньше, чем наименований продукции и общественных заведений с именем “Лыбедь”. Особенно её полюбили скульпторы, поэтому каждое монументальное изображение девицы с раскинутыми руками называют именем легендарной княжны, которая лишь один раз упомянута в летописи, да и то вместе с братьями. Почему не изобразить символично скульптурно реку Днепр, который сыграл значительнее роль в истории Украины и славянства?
Как граница между государствами, течет между районами города эта небольшая, всего 14 км длиной, но известная далеко за приделами Киева речка. Разве что Йордан, такой же ширины и глубины по известности может сравнится с Лыбедью. Берет свое начало из источников в районе улицы Ушинского, 26 и впадает в Днепр с правого берега возле Корчеватого.
Упоминается в Летописи под 968 г., когда Киев осадили печенеги, то “нигде на Лыбеди коня напоить”. Далеко в прошлом, цветущее состояние реки, на которой стояли мельницы. Необходимо этой знаменитой реке оказать особое внимание, предотвращая ее загрязнение, провести планомерные работы по ее очистке. В описываемом районе притоки Лыбеди стали общегородскими топонимами – ручьи Кадетская Роща, Шулявка, Отрадный. Они взяты в коллектор, некоторые имеют периодический сток.
Перейдя через мост у улицы Борщаговской, можно увидеть необычайной треугольной формы (отсюда и шутливое -Бермудский треугольник) Дворец торжественных событий. Он был открыт в 1982 г. (арх. В.И Гопкало, В.М. Гречина и др.) В двухэтажном здании, где всё подчинено этому довольно серьезному торжеству, по проекту предусмотрено 5 тыс. регистраций в год. Это было единственное предприятие города, где не наказывали за невыполнение плана. Парадная главная сторона довольно хорошо декорирована, а вокруг создан небольшой парк с бассейном и неплохими скульптурами.
Так как описываемая территория лишь небольшой частью охватывает историческую местность Шулявку, к которой до революции относили и Кадетскую Рощу, на ней мы остановимся вкратце. Название от давнего “шелёв борком”, то есть низкого лесочка с множеством полян, хотя существует мнение, что и от птицы шуляк. Шулявкой стали называть загородное село киевских митрополитов, расположенное на пруду, образованного заводью р. Лыбедь. С 1947 г. эта местность входит в собственность государства, и там образуются поселения рабочих. В состав города они входили постепенно, до 1912 г. Во время революции 1905 г. была создана “Шулявская республика”, где впервые поселками руководил Совет рабочих депутатов. Эта своеобразная рабочая республика, где не было никаких представителей власти, была жестоко разгромлена царскими войсками. В 1920 -30-е годы получила название Жовтнивка. Сам Жовтневый район, образований в 1927 г., имел название до 1923 г. – Шулявский, а с 1923 по 1927 гг. это район им. Раковского или Раковский район.
Кто этот человек, имя которого получил район Киева, заметьте, на год раньше, чем Ленинский. Ни в одной из советских энциклопедий, включая тематическо-юбилейных к ВОСРу, мы упоминаний о нём не нашли. Христиан Григорьевич Раковский (1873 – 1941), по национальности болгарин, был одним из главных советских вождей Украины, где занимал пост предсовнаркома Украинской Советской республики. С 1918 г. член ЦИК РСФСР, а потом и СССР, был также членом президиума ЦК. Выехав из Киева в июле 1923 г., Раковский был направлен полпредом в Англию, где совершил невозможное – признание СССР. Потом после переговоров с французским правительством, добившись аналогичного, переведен в 1925 г. в Париж. В 1927 г. исключен из партии, поэтому и переименовали район в Киеве. После восстановления в членах в 1935 г., работал председателем Союза обществ Красного креста и Красного полумесяца. Был необоснованно репрессирован. В 1938 г., как троцкист приговорен к 20 годам тюрьмы, а в 1941г. заочно приговорен к расстрелу. Реабилитирован посмертно.
Среди строений старой Шулявки доминировала церковь св. Марии Магдалины, сооруженная на пожертвования в 1887 г. по проекту архитектора В. Катеринича. Она была снесена в 1935 г., а на её месте была построена школа, а ныне лицей по ул. Политехнической, №2-а.
Возле станции метро “Политехнический институт”, открытой в 1963 г. находится памятник преподавателям и студентам Киевского Политехнического института, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны (ск. А. Морозова и А. Суровцев). На стеле из тонированного бетона начертано: “Мужественным, самоотверженным, непобедимым”, а с обратной стороны: “Хто за свободу вийшов проти смерті, тому немає смерті на землі!”
Национальный технический университет “Киевский Политехнический институт” одно из старейших учебных заведений нашей страны, основан в 1898 г. Первый выпуск состоялся в 1903 г., на котором присутствовал Д.И. Менделеев. На базе некоторых факультетов и специальностей в 1923 – 33 гг. были организованы институты, расположенные в описываемом районе, а именно Инженерно-строительный институт, ныне Национальный университет и авиационный, ныне Международный университет гражданской авиации. На базе электромеханических мастерских института создан завод “Точэлектроприбор”, механических мастерских – завод им. И.И. Лепсе. На территории района находятся общежития КПИ.
Знакомство с другой частью объединенного района начнем с улицы Борщаговской, пройдя по ней до ул. Гарматной. Существовавшая издавна, как дорога на различные села, в название которых входит Борщаговка, улицей она стала в самом конце ХIХ века. Особенное значение, как магистраль получила после того, как по ней прошла линия скоростного трамвая, которым почти за два десятилетия пользовались миллионы пассажиров.
По пути немного остановимся на перекрестке с Индустриальной улицей. Этот путепровод один из самых оживленных в городе. В высотном доме неподалеку находилась мастерская талантливого скульптора Виктора Сухенка, известного нам по памятнику погибшим в Бабьем Яру, Шевченко в Казахстане и другим монументальным работам.
Остановились, между двумя историческими местностями – Караваевыми дачами и хутором Грушки, которые как бы ограничивали наш район. С чего продолжить наше дальнейшее путешествие в историческом времени и географическом пространстве? Мы решили начать с Грушек и “Полимермаш”а, а закончить на “даче”.
Производственное объединение полимерного машиностроения, было создано в 1970 г. на базе завода “Большевик”. В 1882 г. именно тут, на Шулявке швейцарец Гретер основал мастерскую по изготовлению металлических кроватей. Спустя восемь лет он вместе с чехом Криванеком организовал “Акционерное общество Киевского машиностроительного и котельного завода Гретер и Криванек”, со специализацией выпуска оборудования для пивоваренных и сахарных заводов. Безусловно, тут на “рабочей окраине”, как было принято говорить, созданы марксистские и прочие революционные кружки, а после активного участие рабочих во всех восстаниях против “капиталистов и националистов”, завод в 1922 г. получил гордое название “Большевик”. С 1926 г. здесь было освоено производство ряда видов оборудования для химической и резиноперерабатывающей промышленности. С первых дней войны оборудование было перевезено на Урал, где на базе киевского предприятия построен “Уралхиммаш”. После войны завод “Большевик” стал одним из самых больших в городе, даже в честь его названа станция метро. Сейчас завод переживает не лучшие часы. На территории его только памятные знаки свидетельствуют о славном прошлом. Одна мемориальная доска, установленная на фасаде здания заводоуправления, сообщает, что тут в 1943 г. размещался командный пункт. Отсюда генералу Н. Ватутину поступила первая весть об освобождении Киева от фашистских оккупантов.
Если двигаться далее по проспекту Победы мы пройдем на историческую местность – хутор Грушки. В 1869 г. город получил 14 участков по 6-й версте Брест-Литовского шоссе, которые были сданы в арендное содержание. В 1871 г. участки перешли во владение дворянина К. Грушка, отсюда и название местности. В 1902 г. эта территория (76 десятин) была передана военводу взамен земель взятых под строительство КПИ. В 1921 г. вошла в состав города. В 1925 г. там был поставлен один из первых памятников Ленину. Авторы его Е. Белостоцкий, С. Журавель и М. Дробот на пьедестале, в виде броневика, изобразили бюст Владимира Ильича, а вправо и ниже фигуру красноармейца с книгой и винтовкой.
Этого памятника давно уже нет, как нет нигде упоминания про выступление полка им. П. Полуботка. Старые казармы, где размещались “полуботьковцы” летом 1917 г., видны очень хорошо с проспекта. Но ничего сегодня не говорит о тех важных событиях. Их инициатором и вдохновителем был поручик Микола Михновский, создатель украинской национальной армии, писатель и патриот. Он был одним из организаторов РУПа (Революционной украинской партии), автором блистательного программного памфлета “Самостійна Україна”. Он создал “Військово-політичний Клюб імені Наказного гетьмана Павла Полуботка”, на основе которого был организован пехотный полк того же имени. 4 -6 июля полуботковцы сагитированные Михновским, устроили “показательный переворот”, требуя от Центральной Рады провозглашения независимости Украины. Но, известные своей нерешительностью, члены Малой Рады, заседая 6 того же месяца, поручили Генеральному секретариату Военных дел Симону Петлюре применить конкретные меры по ликвидации конфликта, о чем он и доложил на второй день.
Возле путепровода на проспекте Победы стоит красиво выполненный указательный знак Жовтневого района. Пройдем от него по улице Миколи Василенка. Она имела столько названий, что и не трудно запутаться, – Высоковольтная, Трудовых Резервов, в том числе и А. Ф. Ватченка. За особую способность спать за столом с открытыми глазами, этот партийный и государственный деятель стал постоянным членом президиума всех торжественных собраний и митингов.
Василенко Николай Прокопович (1877 – 1935) – известный ученый-историк, организатор Всеукраинской АН, даже с 1921г. один год был её президентом, а чем свидетельствует памятная доска на здании Президиума НАНУ.
По этой пути мимо церкви Иоанна Крестителя, в которую переоборудовали производственное помещение, пройдем к Международному Университету гражданской авиации.
Основан в 1933 г. на базе авиационного факультета КПИ, как Киевский авиационный институт. В 1947 – 64 гг. Киевский институт гражданского воздушного флота. Ведущий институт инженеров гражданской авиации в СССР, с филиалами в Иркутске, Ташкенте и Ростове-на-Дону. За десятилетия своего существования КМУГА подготовил более 50 тыс. специалистов и широко известен во всем мире как самое крупное образовательное учреждение по этом
а про Отрадный ни слова
"9- и 16-этажные здания элитной планировки" - ад.
Ну знаешь, может, они погорячились с элитностью, но всяко лучше первых пятиэтажек и гостинок. Девятины "улучшенной планировки" с лоджиями 10 квадратов - можно жить
Конечно удивился,что оказывается Первомайский массив - это хрущобы.Чо за ересь?
И ваще не устаю утверждать,что зря вообще район переименовали.оставили бы старое название и всё отличненько
едь в Луганск, там все непереименованное
Ого, это не статья, а целая диссертация. Спасибо