“Обручаю тебя, Маруся, со сценой, теперь есть для кого писать драмы”

1.Настоящая фамилия Марии Константиновны Заньковецкой – Адасовская. Урожденная дворянка выбрала себе студенческий псевдоним в память о селе Заньки на Черниговщине, где она появилась на свет 3 августа 1854 года. В тот день к Адасовским съехались гости поздравить хозяйку дома, Марию Васильевну, с днем ее ангела. И оказалось, что самый дорогой подарок именинница преподнесла себе сама – родила пятого ребенка. Девочку, конечно же, назвали Марией.


Маленькой Мане не нравился цвет ее глаз, и она терла их… мылом, еще не догадываясь, как будут завораживать театральную публику эти темно-карие, лучистые глаза. Артистический дар проявился у нее рано. Мария обожала разыгрывать перед подружками сценки и пантомимы. Она обладала чудесным голосом – меццо-сопрано и часто выступала в любительских концертах. А случалось, пела и в сельской церкви – так, что крестьяне плакали. Однажды учитель гимназии, поставив ей пятерку с плюсом за прочитанный монолог, сказал: “Попроси отца, чтобы он отдал тебя в театральное училище!” Но отец был против этого – сказалось дворянское пренебрежение к актерской профессии. Да и поклонник девушки офицер Хлыстов, восторгавшийся ее талантами, после венчания заявил, что призвание женщины – быть хозяйкой и матерью.


2. По счастью, в военном гарнизоне в Бендерах (нынешняя Молдавия), куда вместе с мужем отправилась Мария, был театральный кружок. Она играла в любительских спектаклях, а ее партнером был георгиевский кавалер, офицер Николай Тобилевич (в будущем знаменитый актер и режиссер Николай Садовский). После одного из спектаклей восхищенная публика потребовала у Хлыстова, чтобы он отпустил Марию на профессиональную сцену. И тот написал расписку, обязуясь сделать это при одном условии – супруга будет играть в украинском театре. Условие казалось невыполнимым: труппы с исключительно украинским репертуаром тогда не было. Кто мог подумать, что в 1881 году такой коллектив создаст “отец нового украинского театра” Марк Кропивницкий. Через некоторое время в военный гарнизон Свеаборга (Финляндия) пришло письмо от Садовского. Он напомнил Хлыстову о расписке и сообщил: “Украинская труппа уже существует”. Кропивницкий прислал Марии Константиновне телеграмму с приглашением играть в его спектаклях. И через три месяца она вырвалась в Киев…


3. “Обручаю тебя, Маруся, со сценой, теперь мне есть для кого писать драмы”, – сказал на репетиции Кропивницкий, растроганный игрой актрисы, и надел свой бирюзовый перстень на палец Марии Заньковецкой. Ее дебют на профессиональной сцене состоялся 30 ноября 1882 года. А первой драматической ролью стала Елена в пьесе “Глитай, або ж павук”. После премьеры, прошедшей с огромным успехом, Заньковецкая две недели проболела – так глубоко она переживала состояние своей героини, которая в финале пьесы сходит с ума. Восприимчивость актрисы удивляла окружающих. Однажды, идя по улице, она увидела, как трамвай отрезал мужчине обе ноги. Сбежалась толпа. А Заньковецкая какое-то время не могла сдвинуться с места – у нее отнялись ноги, и именно до колена, как у того несчастного… Эта способность чувствовать и воспринимать была равносильна способности воздействовать на зрителей. “Как играла “Наймычку” Заньковецкая! – вспоминал на старости лет Александр Вертинский. – Четыре акта театр заливался слезами!”


4. Гастроли украинских артистов в Петербурге и Москве проходили с триумфом. Звездой первой величины сияла Мария Заньковецкая – “царица украинской сцены”, как ее называли. Лев Толстой однажды послал своего сына за кулисы с просьбой подарить ему платок, который Заньковецкая в роли Елены срывала с головы. Седобородый критик Стасов, стоя перед актрисой на коленях, произносил приветственную речь. Однажды, когда Заньковецкая выходила из театра, студенты устелили ей дорогу к саням своими шинелями, а потом целовали следы ее ног… В Петербурге Марии Константиновне не раз предлагали перейти на сцену императорского театра, с ежегодным жалованьем в 24 тысячи рублей(!) и пенсией в будущем. Но она… отказывалась, ссылаясь на свой “украинский акцент”.


Именно благодаря Заньковецкой удалось снять запрет на выступления украинских артистов. Запрет наложил бывший шеф жандармов – киевский губернатор Дрентельн. Получалось, что труппа могла играть в Петербурге перед царем или царицей, во дворцах великих князей, а в Киеве и во всем “Юго-Западном крае” (на Киевщине, Черниговщине, Волыни и Подолии) ее игра считалась преступным сепаратизмом, “политикой”. Мария Заньковецкая с помощью своего брата, генерала артиллерии Евтихия Адасовского добилась аудиенции у нового генерал-губернатора Ипатьева, и он подписал разрешение на украинские спектакли. После чего актриса отправилась к гражданскому губернатору Томаре. Между ними состоялся знаменательный диалог. “Я не позволю иностранцам играть в Киеве”, – заявил чиновник. “Но я не иностранка, – возразила Заньковецкая. – Я здешняя уроженка. И думаю, что если здесь можно играть таким иностранцам, как Сара Бернар, то и мне можно”. При этом Мария Константиновна никогда не увлекалась политикой – в отличие от своего возлюбленного Николая Садовского.


5. Услышав от любимой младшей дочери, что она хочет развестись с законным супругом ради актера Садовского, отец буквально вытолкнул ее за двери родного дома. Простил лишь спустя несколько лет… В 1887 году ее церковный брак с Хлыстовым был окончательно разорван. Но из-за того, что при разводе Заньковецкой пришлось взять вину на себя, по законам того времени она лишалась права выйти замуж во второй раз. И никогда не могла стать “законной” женой Садовского. Их обвенчала сцена, на которой они выступали в дуэте: Наталка и Петро, Галя и Назар, София и Гнат… После гастролей в Петербурге они купили небольшой хутор Жердова возле железнодорожной станции Бобрик (нынешняя Киевская область) и построили дом, который назвали “Марусин курень”. Сюда часто приезжала шумная актерская братия. В 1900 году супруги основали “Театр корифеев” (из которого позже вырос киевский стационарный украинский театр Н. Садовского). А спустя девять лет… расстались. (О причинах разрыва до сих пор спорят их биографы.)

Если не хватало денег, чтобы рассчитаться с труппой, Заньковецкая закладывала свои драгоценности в ломбарде

6. Мария Константиновна как-то призналась подруге, что больше всего ее растрогал подарок одной зрительницы, вручившей ей два апельсина и букетик полевых цветов со словами: “Это все, что у меня есть!” Хотя поклонники дарили актрисе и соболиные меха, серебряные и золотые украшения. Много раз – когда не хватало денег, чтобы рассчитаться с труппой, Заньковецкая закладывала свои драгоценности в ломбарде.


7. С приходом советской власти Мария Константиновна получала академический паек и пенсию – 50 рублей золотом в месяц, что давало возможность выжить и помочь другим артистам. В 1920-е годы маленькая квартира Заньковецкой на улице Красноармейской, 121 (сейчас в этом доме музей актрисы) была “коммуной украинских артистов”.


8. В декабре 1922 года Совет народных комиссаров присвоил Марии Заньковецкой звание народной артистки УССР. Этого звания она удостоилась первой из артистов. Последний раз Мария Константиновна вышла на сцену в “Наталке Полтавке”. Играла уже не главную героиню, а старую Терпелиху. “Как-то шли мы с ней по Красноармейской улице, – вспоминал киевский театрал. – Совсем старенькая уже, седая бабушка.. Несмотря на теплый осенний день, Заньковецкая закуталась в большой темный платок. И неотступно следовал за ней тоже старый, грустный черный сеттер”.


9. Всего один раз Заньковецкая встретилась с Садовским после того, как он в 1925 году вернулся в Украину из эмиграции (где находился вместе с другими деятелями УНР). Он играл в театрах, снимался в кино, но не был до конца “прощен” советским правительством. Многие старые друзья и близкие люди побаивались общаться с “контрреволюционером” и “политэмигрантом”. В 1933 году траурная процессия с гробом Садовского по дороге на Байковое кладбище свернула на улицу Красноармейскую и остановилась у дома номер 121 – словно в знак прощения и примирения актера с Марией Константиновной. Год спустя не стало и Заньковецкой. (Ее похоронили на Байковом кладбище рядом с любимым “незаконным” мужем.)


10. В последние годы актрису опекала семья ее племянницы. Своих детей у Заньковецкой не было. Иногда, вспоминали родственники, Мария Константиновна открывала свои сундучки, где хранились остатки ее театральных костюмов, пересыпанные сухими травами. Рассматривала их, после чего целый день находилась в плохом настроении.


Умерла она тихо, во сне. Незадолго до ухода попросила старую подругу по театру: “Когда умру, не показывайте меня людям, ведь в смерти нет красоты. А если уж покажете, то хоть немножко загримируйте, подведите губы. На том свете, может, встречусь с лучшими актерами и писателями. И мы создадим там лучшую труппу…”