Ибо, как правило, европейские музеи освещают историю либо отдельных медицинских отраслей – к примеру, хирургии или гинекологии, либо – историю медицины небольших временных отрезков. В Киевском же музее история медицины на территории Украины представлена вся – от древнейших времен до наших дней, и повествует обо всех отраслях – от терапии до офтальмологии.

При этом, целостная панорама отечественной медицины вот уже 30 лет как воссоздается технологией аудиовизуального перфоманса – масштабной демонстрации диорам и интерьеров с натурными манекенами, световыми, аудио и видео эффектами. Такая технология лишь в последнее десятилетие стала обычной практикой мировых музеев. Портретные же фигуры авторства и изготовления Спартака Британа поражают естественностью, впечатляют абсолютной схожестью с живыми людьми.

История

– Идея создания масштабного и оригинального музея истории медицины, – рассказывает Вадим Шипулин, нынешний директор музея, доктор медицинских наук, заслуженный врач Украины, – родилась еще в 1966 году у профессора Александра Грандо. Он был именитым ученым-медиком и, при этом, выдающимся историком медицины. Ему предлагали реализовывать идею в Москве, но профессор настоял – музею быть в его родном Киеве.

Александру Грандо удалось собрать команду энтузиастов, которая долгое время на общественных началах занималась поиском материалов для музея, будущих музейных экспонатов.

Первый зал открылся в 1973 году, а в нынешнем своем виде музей функционирует с ноября 1982 года – его торжественное открытие было приурочено к празднованию 1500-летия Киева. Главным хранителем фондов был Леонид Межиров, а профессор Грандо бессменно возглавлял музей вплоть до своей кончины в 2004 году.

Музей разместился в здании Анатомического театра Киевского университета св. Владимира, которое строилось в 1851-1853 гг. в качестве вспомогательного учебного заведения медицинского факультета. Автор проекта – известный архитектор Александр Беретти. Здание возведено в стиле русского классицизма 19 века. Его отличительные черты – яркая, «броская» архитектура и необычные, единственные в своем роде сводчатые подвалы. Вследствие этого, здание числится в официальном реестре архитектурных памятников ХIХ в. В анатомичке неоднократно бывал студент медфака Михаил Булгаков, потому не случайно оно возникло на страницах его классического романа.

Архитектура и цвет стен здания к открытию музея были восстановлены в первозданном виде – сегодня они выглядят так же, как и 150 лет назад, когда здесь начинал работать Анатомический театр. С февраля 1999-го музей имеет статус Национального.

Следует особо отметить, что почти сразу после открытия музея, в 1983 году, его работа удостоилась Государственной премии Украины – благодаря масштабной диораме о войне. Диорамы такого уровня и сегодня не часто увидишь в музеях, а на тот момент она была вообще уникальной…

Экспозиция

– Он и правда уникален, наш диорамный комплекс об участии медиков во Второй мировой войне, – говорит Василий Догузов, руководитель научно-методического отдела музея, – предмет особой гордости музея, который никого не оставляет равнодушным. Три уровня – включая подвал, с обстановкой, «приближенной к боевой», два вида освещения – дневное и ночное. Когда темнеет, пропадает фигура солдата, перебегающего мост.

Это не единственный натурный интерьер – есть еще баня времен Киевской Руси, аптека конца XVIII века, операционная XIX века с натурными фигурами Николая Пирогова и Владимира Караваева, кабинет выдающегося эпидемиолога профессора Даниила Заболотного.

Помимо этого у нас представлены оригинальные, не имеющие аналогов, картины украинских художников по тематике, разработанной музеем. Среди них – сюрреалистическое полотно Сергея Одайника, посвященное трагедии Голодомора, украшающие стены холла здания портреты корифеев медицины – Гиппократа, Парацельса, Пирогова.

Ну и, конечно же, вполне традиционные стенды с экспонатами: древний медицинский инструментарий, лекарственные растения, которые употреблялись в народной медицине, фрагменты из летописных источников о болезнях и борьбе с ними, первые медицинские учебники в России, написанные украинскими учеными. Посетители музея увидят наборы медицинских инструментов XIX-го, начала XX веков, нами экспонируются документы о выдающихся научных открытиях в разных отраслях медицины, в частности, о первом в мире прижизненном диагностировании инфаркта миокарда, которое выполнили в 1909 году киевские терапевты Василий Образцов и Николай Стражеско.

В современной части экспозиции, посвященной веку двадцатому и началу двадцать первого, можно познакомиться с оригинальными документами о деятельности крупных ученых-медиков Украины – Владимира Филатова, Николая Амосова, Александра Шалимова, о сталинских репрессиях в отечественной медицине, о Чернобыльской трагедии….

День сегодняшний

Сегодня, – продолжает рассказ Василий Догузов, – Национальный музей медицины Украины знают во всем мире. Он является членом Европейской ассоциации музеев истории медицинских наук, главный офис которой расположен в Париже.

Помимо собственно музейной работы, мы занимаемся и издательской деятельностью.

Издали, в частности, альбом с репродукциями украинских художников на медицинскую тематику. Издаем и книги – «Выдающиеся имена в истории украинской медицины», «Путешествие в прошлое медицины» и другие. Наш музей инициировал выход первого в Украине историко-медицинского журнала под названием «Агапит» на трех языках: украинском, русском, английском. В журнале печатаются статьи не только украинских авторов, но и историков медицины зарубежных стран.

День завтрашний

– Мы планируем реконструкцию подвала здания, – говорит директор музея Вадим Шипулин, – Он долгое время был киевским моргом и в этом качестве связан с печально известным в мире «делом Бейлиса». Ведь как раз сюда был доставлен труп несчастного мальчика Андрея Ющинского со множеством ножевых ранений, что и послужило поводом для обвинения Менделя Бейлиса в «ритуальном убийстве». К чести киевских присяжных, они не поддались на черносотенную провокацию, и подсудимый был оправдан. Символично, что значительную роль оправдании Бейлиса сыграло выступление священника Александра Глаголева (отца Александра из «Белой гвардии»), в котором он доказал абсурдность и безосновательность домыслов. Однако, поверили ему не судьи, а простые украинские крестьяне – присяжные, вынесшие вердикт – «Не виновен!».

Я полагаю, что сегодня нам нужна музейная экспозиция, которая, пусть и в неожиданном ракурсе, но расскажет об этой киевской истории победы справедливости и здравого смысла над ксенофобскими мифами и предубеждениями….