а. Иоанно-Златоустовская церковь, сооружена в 1868-1871 годах, разрушена в 1934 году. рядом с храмом существовал небольшой погост. Вспоминает журналист и писатель Давид Шимановский: «У демонтированной церкви пестрела «толкучка» – здесь портные, меховщики и сапожники сбывали свою кустарную продукцию. Особым спросом у населения, в первую очередь – сельского, пользовались стеганые штаны на вате, фуфайки и «кацавейки», шапки-ушанки, кирзовые сапоги». После войны действовало специальное постановление, разрешающее пострадавшим фронтовикам устанавливать на базаре ларьки. Правда места для них выделялись не самые лучшие – у туалетов или в конце базара. Некоторые из инвалидов держали в ларьках и собственный товар: авторучки, зажигалки, иголки для примусов, капроновые чулки.
б. Ул. Воровского, 51. Здесь родился и проживал Ю. Бубнов (см. http://boristen70.livejournal.com/62597.html http://boristen70.livejournal.com/61558.html ). После войны в парадных этого дома ночевали воры-беспризорники.
в. Ул. Дмитриевская, 1. Так называемый “Босяцкий магазин”, просуществовал до 70-х годов прошлого века. Сейчас здесь акционерное товарищество “Кий Авиа”.
г. Маленькие лавчонки, киоски и рундуки окружали базарную площадь полукольцом, а внутри раскинулся настоящий «блошиный рынок». Здесь находилась основная толкучка.
д. В западной части рынка, в районе нынешнего завода «Транссигнал», размещались лабазы – большие склады для муки и зерна.
е. В районе пересечения ул. Воровского и Дмитриевской, существовал так называемый “Самогонный ряд”. Там из-под прилавка продавали самогон. Здесь, чуть ниже и левее обозначенной буквы “е”, находились два больших резных деревянных столба, “венчающих” (стоящих впереди) главные ворота рынка.
ж. В этой части Евбаза, в районе ул. Дмитриевской, 2, торговля сохранялась дольше всего. Пишет журналист Г. Мельничук: «Еще в 1960-х на пл. Победы можно было найти последние осколки старого рынка. Это был ряд магазинчиков, в которых рядом с ящиком гвоздей могли стоять сельдяная бочка и лежать рулоны ситца и драпа. Пол был дощатый, засыпанный деревянной стружкой. Кто там был хоть раз, никогда не забудет особого запаха тех лавочек».
з. Там, где сейчас возвышается здание универмага «Украина», после войны находилось длинное сооружение, напоминающее большой барак. Оно было разделено на множество небольших помещений, здаваемых в аренду. Там были парикмахерская, ремонтные мастерские, пункт приема вторсырья и подсобные помещения (по воспоминаниям Казимира Фантаний). Здесь, а также вдоль ул. Дмитриевской, располагались многочисленные столовые-забегаловки. Они пришли на смену “обжорным рядам”.
и. Здесь, в добротном кирпичном строении, находилась керосинная лавка. Рядом починяли примуса – находились «железные» (скобяные) лавки.
к. Здесь стояло несколько будок сапожников. Несколько будочек находилось также на ул. Воровского, и вдоль ул. Дмитриевская, 1.
л. Входы на рынок, нанесены условно. “Просочиться” на базар было можно практически по всему периметру. Обозначены входы, по которым проходили на рынок чаще всего. Рядом с ними располагались будки сапожников и ассирийцев (ассирийцы реже чинили обувь, обычно ее чистили, продавали ваксу, щетки и шнурки).
м. Будка керосинщика. Вспоминает Юрий Титов: «На Евбазе, напротив Златоустовской улицы, стояла металлическая будка керосинщика. Я был свидетелем, как два алкоголика купили там пол-литра синьки (денатурат, жидкость для разжигания примусов, состоящая на 98% из технического спирта – прим. Автора) и тут же – привселюдно, ее распили».
н. Перед “Босяцким магазином” довольно часто торговали продуктами питания. Вспоминает Ю. Бубнов: «Перед входом в «Босяцкий» магазин иногда «выбрасывали» дефицит – «ящиковую селедку». В очереди за ней дело могло дойти и до драки».
о. После войны на улице Златоустовской продавали жареную картошку, от которой шел чудесный аромат. Неподалеку находились питейные заведения, собиравшие криминальный элемент со всего района.
п. Наиболее свободный участок базара. Сюда, по всей видимости, съезжалась большая часть крестьян с лошадьми, посещавших Евбаз. Они вели торговлю прямо с телег.
р. Примерно район, где располагался так называемый “обжорный ряд”. Здесь моя бабушка торговала пирожками с горохом и варениками с картошкой. Пирожки пеклись в прекрасной русской печи, которая находилась в ее квартире в доме №39 по ул. Воровского.
Киев, 1942 год. Продажа с лабаза. Источник фотографии: http://www.ebay.com
Киев, 1941 год. Жестянщик за работой. Источник фотографии: http://www.ebay.com
Очень толково все расписано, спасибо. Теперь многое понятно.
Не знаете ли, где проходила пресловутая черта оседлости.
Т.е. точно - на этой стороне улицы евреям можно, на той - нельзя.
Кого ни спрошу, никто точно показать не может. В сети тоже не нашел.
Хотя давненько и не искал, мож уже что то есть.
Насколько я помню, черта оседлости проходила по Днепру. Поначалу евреям разрешали селиться лишь на левом берегу. Затем на Подоле разрешили проживать евреям определенной категории: караимам, купцам первой гильдии, лицам с высшим образованием и ремесленникам, приписанным к ремесленным цехам.
Черта оседлости - одна из причин, почему еще во время первой революции 1905 года в Киеве и других городах, происходили демонстрации протеста среди еврейской молодежи. Одна из причин, почему так много евреев было среди революционеров.
Но Евбаз ведь не Подол. И жили здесь евреи далеко не все с ВО. Обычные ремесленники и беднота. Была наверно все же конкретная линия.
Да, видимо в последней четверти XIX столетия всем евреям разрешили селиться в Киеве. Отсюда столько бедных семей появилось и на Евбазе.
Не с диска "Старовинні та історичні карти Києва і регіону"?
Ищите "Старовинні та історичні карти Києва і регіону". Я уважаю основателя этого ресурса, поэтому не могу указать Вам прямую ссылку этого очень известного пиратского ресурса. Ищите - и обрящете.
На схеме 51-й дом показан как угловой. Там на углу был хлебный "на приступочке", как говорили местные жители (несколько ступеней вверх ко входной двери), а в подвале -- пекарня. Об этой пекарне, в частности, в Ваших заметках "Пекарня на Воровского и футбол" и "Записка с Евбаза". Но на первом фото в этом посте хорошо видно, что угол формирует другой дом. Видимо именно в нем и был тот самый хлебный, который я помню (в нем выдавали "детские булочки" в нехлебном "кукурузном" году, и мы с бабушкой регулярно туда ходили).
А еще помню, что застройка нынешней Златоустовской (тогда Володарского) была, чуть подальше от площади, частная, одноэтажная. Еще в начале 70-х, посещая военкомат, мы с соучениками хихикали над домашней птицей, время от времени выбегавшей на тихую улицу.
Интересно! Спасибо. Напишите мне, пожалуйста: vadim-ljashenko@yandex.ru Мне очень важно знать детали о Евбазе и Шулявке. Будем обмениваться информацией... рукопись "От Евбаза до Шулявки" почти готова.
"После войны в пекарне на Воровского пекли французские булки, черный хлеб, «кирпичики», очень вкусные темно-коричневые булочки с изюмом (так называемые «жулики» – за ними всегда стояли длинные очереди в «Булочную», расположенную рядом в доме) и мацу к еврейскому празднику Песах".
А шо такое "Босяцкий магазин"? Помню как сносили это здание и казалось оно мне тогда весьма древним.
Продуктовый на ул. Дмитриевской, 1. Почему "Босяцкий" - напишу об этом в книге, по воспоминаниям моего друга.
Спрошу маму, она помнит Евбаз, бабушка покойница часто на него ходила с детьми. Мама жила в Киеве с рождения в 1933ем по 41ый и потом с весны 44ого по 58ой...
А дядя помнил весь Киев в оккупацию в мельчайших деталях, он был подростком и даже в начале 45ого успел походить с винтовкой, но я дурак не записал его, он скончался скоропостижно несколько лет назад.
Если можно, то запишите с ее слов - а я со ссылками на Вашу маму опубликую в книге.
Воровського, 51. Самый известный киевский производитель колбас Карл Бульон"вирішив обзавестися великим прибутковим будинком, і у 1904 році виросла п’ятиповерхова споруда на нинішньої вулиці Воровського, 51 на фасаді якої ще й досі красується монограма КБ".