Еще во времена Петра Великого, согласно специальному царскому указу, в окрестностях Киева были заложены лесные питомники (это их жалкие остатки — гордость современных киевлян, “легкие” нашего города). Несмотря на жесткие меры, принимаемые местным начальством ушедшей эпохи для сохранения лесов от самовольной вырубки и предотвращения использования лесных угодий под распашку, население Киева и окрестностей игнорировало такое проявление заботы о лесах и урочищах, что вынудило власти ужесточить охранный режим. Так, виновных подвергали публичным видам наказания, а в редких случаях даже сажали в тюрьму. В середине позапрошлого столетия изрядно покалеченный Пуща-Водицкий лес был передан городу. Дума не только восстановила угодья, но и стала зорко следить за тем, чтобы там “наблюдался порядок”. В 1898 году отцы города разрешили устроить в междуречье Котурки и ее притока — Горенки дачный поселок, который киевляне освоили довольно быстро, всего за несколько лет, несмотря на то, что здесь не было удобного транспортного сообщения с городом.


Инженеры спланировали в поселке 6 улиц, которые пересекли 16 линий. Сейчас линий — 14. Бывшие крайние линии называются нынче Городской и Крестьянской улицами. Непременным условием проживания в Пуще-Водице было строгое соблюдение каждым дачником порядка в лесу, который плотно обступал поселок со всех сторон. Между прочим, лес этот был долгое время притчей во языцех. Жители Пущи-Водицы мечтали, что власти примут решение вырубить часть леса, дабы дачники могли видеть линию горизонта, как, например, в Святошине или Дарнице. К счастью, этого не случилось, хотя лес активно уничтожают уже в наши дни.


В 1900 году в Пущу-Водицу проложили трамвайные рельсы, которые соединили поселок с Александровской (ныне Контрактовой) площадью в Киеве. По ним, оглушая окрестности предупредительным свистком и их же загрязняя сажей и копотью, четыре года ползал неуклюжий локомобиль, получивший название парового трамвая… Несмотря ни на что, паровик был очень популярен у дачников.


К маю 1904 года владелец трамвая — Общество Киевских городских железных дорог, выполняя указания Думы, электрифицировало Пуща-Водицкую линию. Для этого помимо установки столбов и прокладки электрического провода пришлось построить дизель-моторную станцию, вырабатывавшую электричество, выделить моторные вагоны. Средства на это нашел “главный хозяин” киевского трамвая Лазарь Израилевич Бродский. Вскоре он умер, и уже в январе 1905 года контрольный пакет акций был куплен у наследников бельгийцами. Последние нашли средства для устройства дополнительных разъездов и частичной укладки вторых путей, так как линия была прибыльной. Время в пути составило тогда всего один час, в то время как ранее на паровике пассажиры путешествовали полтора… Стоимость проезда в летний период составляла 24 копейки (в один конец) или 43 (со скидкой в пятак за путешествие туда и обратно).


Интересно, что когда в 30-е годы ХХ века, в связи с переносом столицы из Харькова в Киев, власти начали решительно вытеснять трамвай из центра города (в чем местами преуспели), они, тем не менее, не занялись его ликвидацией на периферии. Более того, как констатировалось в директиве ЦК КП (б)У от 15 мая 1935 года: “Керуючись тяжінням деяких пригородів до Києва, що вже почало виявлятися кілька років тому, і що тепер постане особливо яскраво і рельєфно, — можливо цілком уявити собі перспективи деяких з цих нових трамвайних магістралей. І дійсно: пуща-водицька магістраль повинна в майбутньому простягнутися до Бучі та Гостомеля. Цей самий пуще-водицький напрямок прагне також вгору Дніпром до Вишгороду, Нових та Старих Петрівець…” Осуществиться этим планам не удалось, но мысль, как говорится, интересная.


Итак, столетие пуска электрического трамвая в Пущу-Водицу прошло незамеченным. Наверное, таким же незамеченным будет и ликвидация этого весьма старого маршрута. Ходят слухи, что трамвай в Пущу решено ликвидировать, устроив взамен сообщение другими видами транспорта. Да и сам Пуща-Водицкий лес, между прочим, общегородская собственность, уже поделен на участки, которые в скором времени освоят “хозяева жизни”…


Для нескольких поколений рядовых горожан поездка за город на трамвае (!), да еще бегущем по лесу (!) была настоящим праздником детства. Вспомните если не себя, то хотя бы героиню замечательной повести Валентины Асеевой “Динка”. Пуща-Водицкий трамвай и в Первую, и во Вторую мировые войны перевозил прямо на линию фронта бойцов, увозил раненых, которых размещали в городских госпиталях. В холодные зимы, когда Киеву не хватало топлива, из Пущи-Водицы в Киев, опять-таки на трамвае, доставляли дрова… Словом, Пуща-Водицкая линия трамвая — ко всему прочему еще и материально сохранившийся памятник истории. Думается, если такое случится, верхом нигилизма и непочтительности станет его безвременная гибель, молчаливыми свидетелями, а то и соучастниками которой станем все мы.