На весь остров одна машина. И та – пожарная
– До того, как построили Киевское водохранилище, каждую весну на Днепре был сильный паводок, – вспоминает Евгений Томаров. – Наводнение проходило «по плану»: нас предупреждали следившие за уровнем воды специалисты понтонного отряда, на остров завозили топливо, сухари, другие продукты – ведь в те годы течение было сильным. А если еще и ледоход был, то нас полностью отрезало от города.
Поскольку все знали, как поднимется вода, многие дома строили на высоких деревянных сваях, а в «поддомье» обустраивали загоны для скота. Кстати, школу и церковь предусмотрительно построили на возвышенности – их заливало в последнюю очередь. Весной остров превращался в киевскую «Венецию»: единственным транспортом служили лодки, на них даже в школу ездили. А в сухую погоду колесили на велосипедах. Автомобиль же был «один на всех» – пожарный, но вот по вызову он не всегда успевал по раздолбанным дорогам.
20 партизан устраивали диверсии
Евгений Леонидович все это хорошо помнит, хотя родился в далеком 1924 году. Все довоенное время он жил на Трухановом. Война застала его учеником девятого класса островной школы №100 (кстати, в ней же училась Лина Костенко).
Пареньку еще не исполнилось 18 лет, и военкомат отправил Евгения работать в колхоз на Донбасс, но когда Восточную Украину оккупировали, он вернулся в Киев. Устроился работать на островной судоверфи у немцев, участвовал в подполье. Всего на острове действовало около 20 партизан – они распространяли листовки, проводили диверсии: как-то вывели из строя котел для распарки досок на судоверфи.
– В те дни, когда немцы «очищали» Труханов, наш отряд укрылся в левобережных лесах. Когда мы вновь вошли на остров, мы увидели вместо поселка одни руины, – вспоминает Евгений Леонидович. – На пороге своего дома по Полтавской, 15 лежали застреленные Мелания Перепеча и ее внук Анатолий – они не хотели уходить. Там же мы их и похоронили, установили крест, который раньше стоял на елизаветинской церкви. Эту единственную на острове могилу стараемся содержать в порядке.
В 1944 году городские власти запретили заселение. Несколько лет здесь была «пустыня» с руинами довоенных домов, а в 1947 году Труханов засадили тысячами деревьев – как тогда говорили, «методом народной стройки». Тогда же появились и первые проекты Пешеходного моста, хотя открыли его только в 1957 году. Вообще, существовало множество самых оригинальных проектов: например, в 1964 году планировали устроить монорельсовую дорогу от метро «Гидропарк» на Труханов и дальше на Воскресенку. Но руки до нее у властей так и не дошли.
Героев Советского Союза гоняла милиция
Каждый год вот уже более 40 лет на острове собираются коренные жители и участники боевых действий. 9 мая, 22 июня, 27 сентября (день сожжения острова немцами в 1943 году), 6 ноября (освобождение Киева) – эти даты неизменно заставляют прийти сюда и помолчать в кругу друзей.
– Сначала нас гоняла милиция: «А чего это вы здесь собираетесь?» – «День рождения отмечаем! – говорили мы. – Не видите, что здесь герои Советского Союза?» А в 1989 году установили этот памятник работы скульптора Владимира Чепелика: воин вернулся с войны, но вместо родного дома видит только разбитую лодку и руины. Рядом на плитах – имена погибших в войну 86 трухановцев, – показывает Евгений Томаров на монумент.
И сейчас еще на острове можно обнаружить «артефакты» довоенного поселка. Единственное сохранившееся строение с тех пор – фундамент нефтяного бака, на котором впоследствии был построен ресторан-танцплощадка.
– Если сравнить довоенные карты с нынешними снимками со спутника, то можно обнаружить соответствие некоторых нынешних грунтовых дорожек с исчезнувшими улицами, – говорит киевовед Александр Михайлик. – А на местности по обочинам «улиц» можно найти холмики на месте снесенных домов. Установлено и точное место расположения церкви святой Елизаветы – там довольно большие холмы, видны следы кирпичной кладки.
Как это было
Телефон у «островитян» появился в XIX веке
Считается, что название острова происходит от имени половецкого хана Тугорхана – в конце XI века на острове находилась резиденция его дочери – жены киевского князя Святополка. Труханов начал серьезно застраиваться в конце XIX ст., с развитием пароходства на Днепре. Здесь расположились судоверфи, яхт-клуб, парк «Эрмитаж», в 1895 году появился телефон – связь провели на дачу пароходного магната Марголина.
В 1907 году городская дума разрешила заселять остров. К тому времени на нем обитали 130 самоселов, работавших на судоверфи. Довольно быстро на Трухановом обустроили центральную базарную площадь (Запорожскую), проложили улицы с географическими названиями: Днепровская, Конотопская, Полтавская. В 1909 году за деньги Марголина выстроили школу-училище, а в 1910 году освятили каменную церковь Святой Елизаветы – в честь Елизаветы Треповой, киевской генерал-губернаторши, помогавшей строительству.
Тем временем
На Трухановом будет Международный молодежный центр?
Детального плана обустройства острова и конкретных предложений нет. Последний раз в 2003 году на Градсовете презентовали два варианта застройки – один сугубо урбанистический, второй более «человечный», с зелеными зонами. В итоге ни один так и не приняли, а КП «Труханов остров», созданное специально, чтобы следить за ситуацией на нем, даже не смогло утвердить устав. Было еще несколько попыток «обустройства» с разных сторон – кто-то хотел построить казино, кто-то – центр байдарочников с причалами, углубить Матвеевский залив до 8 метров. А экологи предлагают создать здесь два заказника.
– Природу фактически уничтожают проведением на острове массовых мероприятий. К примеру, фестиваль фейерверков проводили как раз во время гнездования птиц. За ночь, пока они искали свои гнезда, птенцы гибли, – рассказал «Газете…» Алексей Василюк, замглавы Национального экологического центра Украины. – Под палаточный городок «Евровиденья» вырубили много деревьев. Мне известно, что сейчас уже передан участок под Международный молодежный центр – это главная угроза застройки острова. Ведь футбольный чемпионат закончится, а землю вряд ли вернут.
Додати коментар