А вот купцу Михаилу Дегтереву и трех этажей оказалось мало. В 1877 году он достраивает в своем доме (N38) четвертый этаж и тоже открывает отель под милозвучным названием “Бель-Вью”. Любопытно, что автором проектов обоих зданий был неутомимый Владимир Николаев. Почерк этого зодчего узнаем и в очертаниях нынешнего Центрального гастронома (N40/1). Но в 1873 году, когда французский предприниматель Кане приступил к строительству дома, он отдавал предпочтение не столько магазину, сколько доходному заведению, то есть гостинице. Свой отель он так и назвал — “Кане”. Буквально через дом (в N44) в конце XIX века открылся еще один пышный отель — “Франкфурт” (архитекторы Шлейфер и Краусс).
А какие люди останавливались в этих гостеприимных заведениях! В январе 1918 года в гостинице “Франция” жил профессор Томаш Масарик, чешский мыслитель, ученый, будущий президент независимой Чехословацкой республики. Но до столь высокого поста Масарик мог и не дожить, если бы святой Киев за него не “помолился”. Во время артиллерийского обстрела города большевиками один снаряд попал в номер гостиницы, по соседству с которым заседали члены Чехословацкого народного совета. К счастью, снаряд не разорвался.
А вот в феврале-марте того же года в одном из номеров отеля “Кане” жил гетман Украины Павел Скоропадский. На время этот уголок Крещатика стал эпицентром всех главных событий, происходивших тогда в Украине. Вскоре гетман переехал в помещение, положенное ему по статусу — Царский дворец. Приютил “Кане” и Михаила Врубеля. Здесь художник жил в 1888—1889 годах после завершения сложнейших работ по реставрации и обновлению древней Кирилловской церкви. “Веду жизнь гомерическую, — писал Михаил Александрович сестре, — 3/4 денег извожу на еду и 1/2 времени на сон. Ничего не читаю, бываю только в цирке да изредка у Мацневых и Тарновских” (16.12.1888). Естественно, гений мог себе позволить чуточку расслабиться.
На фоне шикарных домов Шеделя, Дьяковой и де-Мезера, расположенных в квартале между ул. Фундуклеевской и Бессарабкой, довольно скромно выглядел двухэтажный особняк Сухоставского, завершающий крещатикские номера. Киевляне еще помнят этот выбеленный известной домик, который совершенно не вписывался в перспективу нового послевоенного Крещатика. В начале 60-х годов дом снесли, а на его месте возвели многоэтажку с магазином ювелирных изделий “Каштан”.
А ведь место это “архиисторическое”. В 1846 году здесь, в усадьбе Сухоставского, снимал квартиру член тайного Кирилло-Мефодиевского общества Николай Костомаров, его часто навещал Тарас Шевченко. Об этих встречах Костомаров вспоминал так: “С приходом весны мы часто встречались с ним в небольшом садике Сухоставских, который имел подлинно украинский характер: он был засажен преимущественно вишнями, были там и несколько колод с пчелами, которые радовали нас своим жужжанием…”
В следующем году, находясь уже в заключении, Шевченко пишет два стихотворения с посвящением Костомарову — “Веселе сонечко ховалось” и “Садок вишневий коло хати”. Тот ли это садок? Вероятно, да. Максим Рыльский в одном из своих произведений также указывает на тесную взаимосвязь между именем известного кирилло-мефодиевца и шевченковской строкой: “Ах, як далеко Костомаров, садок вишневий і село.”
Разве в "Каштане" продавали только ювелирные изделия?