Елена Андреевна долго считала, что этот архив должен быть у нее, а не в музее, потому что получила она его в наследство, – рассказал “Комсомолке” первый директор музея Анатолий Кончаковский, лично знавший племянницу писателя.
Земская подарила музею коллекцию несколько лет назад, но показали ее только сейчас. По словам сотрудников, много времени ушло на то, чтобы привести в порядок огромный архив, который до конца они еще и не сделали.
– Мы представили в выставочном зале лишь 14 фотоснимков и 9 писем. А весь архив можно будет увидеть не раньше следующего года, – рассказал нам Кончаковский. – Материал очень большой, интересный, и мы должны разработать концепцию, как его представить. Работы еще очень много…
Ну а мы решили показать несколько самых интересных снимков, а также дать любопытные фрагменты из писем Булгакова своим близким.
|
|
ИЗ ПИСЕМ СЛОВ НЕ ВЫБРОСИШЬ
Москва, 31 декабря 1917 г. – письмо сестре Надежде вскоре после ее замужества, когда она переехала с супругом в Царское село:
“Дорогая Надя. Поздравляю тебя с Новым годом… Ты не пишешь мне и адреса своего не дала, из чего я заключил, что ты переписываться со мной не хочешь. Адрес твой я пытался узнать, будучи в Москве у Лили (дальняя родственница Булгаковых. – Авт.). Лиля подняла глаза к небу и сказала: “Царское село, квартира 13!”
На мой робкий вопрос об улице и доме Лиля гордо ответила, что она это не помнит. Нормальный адрес я узнал у дяди Коли…”
Москва, 24 марта, 1922 г. – сестре Вере:
“Дорогая Вера. Много раз пытался присесть написать тебе, но веришь ли, так устаю от своей каторжной работы, что вечером иногда не в силах выскресть из себя ни одной строки… Молодой человек, что приезжал сюда… говорил, что ты сердишься на меня за молчание…”
Москва, 1923 г. – сестре Надежде:
“Дорогая Надя. Крепко целую тебя, Андрея (муж Надежды Афанасьевны Андрей Земский дружил с Булгаковым. – Авт.) и дите. Спасибо за пирог. Очень жалею, что вы не пришли. Я бы вас угостил ромовой бабкой. Живу я как сволочь – больной и всеми брошенный. Я к вам не показываюсь, потому что срочно дописываю первую часть романа; называется она “Желтый прапор”. И скоро приеду. У меня рука болит. Целый мой диплом…
Хотя я напрасно пишу эту записку. Катюша (домработница. – Авт.) сказала, что я все равно ее потеряю. Когда я сказал: “Ну, так передайте на словах”, она ответила: “Вы лучше напишите, а то я забуду…”
Татьяна (первая жена Булгакова. – Авт.) целует… Твой Михаил”
Москва, 1920-e годы – двоюродному брату Константину Петровичу Булгакову:
“Ах, Костя, ты не можешь себе представить, как бы я хотел, чтоб ты был здесь, когда “Турбины” шли в первый раз. Ты не можешь себе представить, какая печаль была у меня в душе, что пьеса идет в дыре захолустной, что я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать – писать. В театре орали “Автор” и хлипали, хлипали… Когда меня вызвали после второго акта, я выходил со смутным чувством…”
Москва, 18 июня 1927 г. – сестре Вере:
“Милая Вера,оставляю 30 рублей для отсылки Ване и 20 на книги Коле. Всего 60 рублей… Остальные котам. Умоляю, побереги их. Люба (вторая жена Булгакова. – Авт.) меня со света сживет…”
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
“Комсомолка” – одна из немногих газет, защитивших “Дни Турбиных”
Булгаков в письме правительству 28 марта 1930 г. отмечал, что он собрал 298 газетных вырезок с “враждебно-ругательными” отзывами и только 3 положительных на свои произведения. Причем подавляющее большинство их было посвящено пьесе “Дни Турбиных”. Одним из положительным откликов на пьесу оказалась рецензия Н. Рукавишникова в “Комсомольской правде” от 29 декабря 1926 г. Это был ответ на ругательное письмо поэта Александра Безыменского, назвавшего Булгакова “новобуржуазным отродьем”. Рукавишников пытался убедить булгаковских оппонентов, что “на пороге 10-й годовщины Октябрьской революции… совершенно безопасно показать зрителю живых людей, что зрителю порядочно-таки приелись и косматые попы из агитки, и пузатые капиталисты в цилиндрах”.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Музей начал разрушаться из-за реконструкции Андреевского спуска
По словам директора Музея Булгакова Людмилы Губианури, музей тяжело переживает реконструкцию Андреевского спуска.
– Нас очень трясло, – говорит Людмила Викторовна. – Проезжало огромное количество техники, демонтировали фабрику “Юность”…
На стенах музея появились трещины, и сотрудники собираются писать письмо киевским властям, чтобы они провели экспертизу на состояние дома. И, если потребуется, провели ремонт.
– Из бюджета нам выделяют деньги на ремонт, – подчеркнула Губианури. – Но они до нас не доходят.
Додати коментар