Они хотели отойти от привычного стиля зданий, создать неповторимые образцы, сделать так, чтобы «камни заговорили». Их заказчиками были самые богатые люди города. На этом, пожалуй, их сходство заканчивается.
Гауди после поступившего ему от общества почитателей святого Иосифа предложения продолжить строительство ранее начатого собора Святого Семейства (Саграда Фамилиа) в Барселоне посвятил этому весь остаток своей жизни, вскоре оставив другую архитектурную деятельность. В итоге последние годы жизни он провёл в нищете, живя отшельником в своей мастерской, иногда выбираясь на свет «попрошайничать» на строительство собора. Свой главный шедевр Гауди так и не успел завершить, попал под первый барселонский трамвай недалеко от места своего творения. Когда тело извлекли из-под колёс, подумали, что инцидент произошёл с каким-то бродягой. И только потом узнали в потерпевшем великого архитектора.
Обогатившийся на «дорогих заказах» Городецкий носил стильные вещи, разъезжал по городу на автомобиле – роскошь, которую в то время могли позволить себе немногие, прогуливался по улице с ручной обезьянкой; ездил охотиться на диких животных в разные страны мира и за два года построил себе удивительный дом – Дом с химерами (ул. Банковая, 10).
Его-то мы и отправимся смотреть, пройдя по улочке, названной именем великого архитектора, от станции метро «Майдан Незалежности».
Кстати, по дороге не забудьте завернуть в Пассаж, где находится памятник Городецкому. Мастер присел выпить кофе за столиком напротив витрин с модной одеждой. Не забудьте сфотографироваться рядом – столик рассчитан на двоих, а противоположный стул свободен.
Авторы потрясающей скульптуры – Щур и Сивко, оригинальные работы которых разбросаны по всему городу: Паниковский, Голохвастов и Проня Прокоповна и т.п.
Перешли через уютную площадь И.Франко – и прямо перед нами над обрывом на открытом пространстве вдруг вырастает интересный серый дом, крыша которого – переплетение диковинных животных, русалок с волосами из верёвок, цветов и цепей, морских чудовищ, рыб, улыбающийся жаб, существ, которых и не определишь сразу. Дом этот получил название Дом с химерами.
Однако химероведы довольно часто не согласны с таким названием. Мол, где же там химеры?
Химера в греческой мифологии вполне определённое создание: чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом дракона.
Но в наше время понятие «химера» довольно сильно исказилось и приобрело немного другой смысл. Теперь этим словом обозначается всё невозможное не сочетаемое, необоснованное, несбыточное. А именно такие существа – плод неуёмной фантазии автора – и населяют крышу Дома с химерами.
Впрочем, большая часть существ Дома Городецкого – это всё-таки животные. Те, на которых охотился или в то время только ещё мечтал поохотиться талантливый художник. Из ниш дома свисают хоботы слонов, торчат рога носорогов, рядом на решётке дикая кошка терзает мощного орла, из водосточных труб выглядывают змеи.
Скульптурные детали были выполнены в мастерской талантливого итальянского скульптора и близкого друга архитектора – Елио Саля. Он – соавтор декора во многих проектах Городецкого.
Городецкий был страстным охотником. Отдаваясь этому увлечению, он много путешествовал. В 1895-1910 гг. Он отправился в охотничье турне по землям Ленкорани, Закаспийского края, Туркестана, Афганистана, Семиречья и Западной Сибири, а зимой (после того как Дом с химерами был построен) 1911-1912 гг. побывал в потрясающем африканском сафари, о котором потом издал книгу «В джунглях Африки. Дневник охотника». Книга украшена рисунками и фотографиями. Книга была издана в 1914 году, и её можно видеть в экспозиции Музея одной улицы на Андреевском спуске.
Поговаривают, что диковинные существа живут не только на самом доме, но и внутри. Только вот проверить это нет никакой возможности, сейчас в нём располагается одна из резиденций украинского президента, главное здание которой – строго напротив необычного дома.
Самый необычной дом Киева входит в обязательную программу посещения всеми туристами наряду со Святой Софией и другими главными достопримечательностями города. О нём говорят, им восхищаются, его фотографируют со всех сторон, о нём слагают легенды.
Самая распространённая из них, что построен от в память об утонувшей дочери архитектора. К счастью, дочь Городецкого не топилась и факты о её трагической гибели напрочь отсутствуют. Версия, что этот дом был возведён для любовницы Городецкого, также скорее миф.
Архитектор построил его для себя и жил в нём сам в окружении своих многочисленных охотничьих трофеев, чучел убитых животных, а остальные комнаты сдавал постояльцам.
Дом интересен не только своими изысканными украшениями. Построен он на обрыве бывшего Козьего болота. Поэтому со стороны улицы у дома три этажа, а во двор смотрят уже шесть этажей.
Существуют сведения, что Городецкий заключил пари (с киевским архитектором Александром Кобелевым), что в максимально короткий срок возведёт дом на весьма неудобном для строительства обрыве. Было такое в действительности или нет, неизвестно. Но в любом случае пари мастер выиграл: дом был возведён и украшен за два года: с 1901 по 1903 год. Причём Городецкий оказался ещё и великим новатором, применившим способ бетонирования свай, чтобы на неудобном рельефе местности дом продержался как можно дольше. Правда, со временем он всё равно дал серьёзную трещину, и уже в наше время при реставрации пришлось заново создавать под ним свайное поле.
Для создания Дома с химерами Городецкому пришлось купить аж два участка, чтобы на одном был построен дом, а на другом – рядом с великим шедевром – ничего не было построено. И оттого на открытом пространстве он смотрится ещё интереснее и величественнее.
Дому уже больше 100 лет. Он пережил революцию 1917 года, Вторую мировую войну, когда наряду с фашистами местные подпольщики взрывали самые ценные объекты, и все последующие советские масштабные реконструкции.Вот уж и вправду поверишь в мистику, будто необычные чудовища и впрямь отпугивали всех и вся, отводили удары от своего жилища.
Дом был построен Городецким уже в зените славы и является высшей точкой его творчества в Киеве. До этого талантливый архитектор успел прославиться другими своими проектами.
Самый интересный из них вы увидите, пройдя отсюда совсем немного на улицу Грушевского, где перед вами предстанет старое мрачное, будто бы поросшее паутиной древности здание с колоннадой и портиком, вход в которое по бокам каменной лестницы «охраняют» два огромных льва.
Это здание, похожее на античный храм, нынешнего Национального художественного музея Украины, а ранее – Городского музея древностей и искусств.
В то время молодой Владислав Городецкий (на самом деле Лешек Дезидерий, поскольку по происхождению талантливый скульптор – поляк) только что окончил Императорскую академию художеств в Петербурге, горел желанием реализовать свои художественные способности и брался за любые проекты.
Поэтому с радостью принял предложение продолжить реализацию проекта московского архитектора Петра Бойцова, который хоть и выиграл конкурс на возведение данного здания, но впоследствии разошёлся с заказчиками в видении, в какую сторону его фасад должен быть повёрнут.
Поэтому дорабатывал проект Городецкий. Здание приобрело древнегреческий стиль, а его пышным фасадом архитектор мастерски «отвлёк» от недоработок в самом здании, на которые просто не хватило средств, выделенных Обществом любителей древностей.
Строительство музея длилось с 1897 по 1901 год, а окончательно завершено оказалось только в конце 70-х годов прошлого столетия, когда Городецкого уже давно не было на этом свете.
Одновременно Городецкому был поручен ещё один необычный проект – создание Караимской кенасы по улице Ярославов Вал, 7.
Добраться до неё можно на метро от станции «Майдан Незалежности» до станции «Золотые ворота» либо пешком через Крещатик и Прорезную улицу на Ярославов Вал. От здания Национального художественного музея Украины это займёт где-то полчаса.
На улице Ярославов Вал это здание сразу привлекает к себе внимание своей мрачностью и глубокой стариной, даже не определишь сразу, в каком стиле оно выполнено. Это большое каменное сооружение с затейливой резьбой и лепниной производит впечатление какой-то незавершённости, что вполне соответствует действительности – большевики в своё время зачем-то лишили его купола.
Может быть это кенасу и спасло. Вероятно, в период острой борьбы с религией они посчитали, что кенаса без купола вполне сойдёт за гражданское сооружение и не стоит разрушать её до конца.
Здание кенасы было выполнено по заказу табачного магната и главы караимов (общины, религия которых включает элементы ислама, иудаизма и других) Соломона Когена. Стиль постройки напоминал и мечеть, и дворцы из сказок «Тысячи и одной ночи» и оттого получил название мавританско-арабского.
Правда, сам Соломон до торжественного открытия и освящения кенасы в 1902 году не дожил.
Сейчас в здании располагается Дом актёра.
Чтобы увидеть следующее творение Городецкого, вам придётся спуститься в метро (ближайшая от нас станция – «Золотые ворота») и добраться до станции «Республиканский стадион» или «Дворец Украина».
Прогулявшись немного по Красноармейской улице (Большой Васильковской), вы скоро окажетесь возле костёла Св. Николая (Большая Васильковская, 75). Оказываясь здесь, будто попадаешь в настоящую Европу. Прямо перед вами – настоящий неоготический костёл с двумя шпилевыми башнями, традиционным круглым окном «розой» и ажурной лепниной.
В то время римо-католики, жившие в Киеве, тоже нуждались в новом храме, старый Александровский костёл увеличивающееся количество прихожан уже не вмещал.
Так ух случилось, что Городецкому опять выпало дорабатывать проект. Победителем конкурса по его созданию изначально был студент Станислав Воловский, которому просто не хватило элементарного опыта сделать всё от начала до конца.
Из-за плохого грунта, подмываемого подземными водами, Городецкий впервые использовал укрепление в виде мощных бетонных набивных свай. Впоследствии это решение очень пригодилось ему при строительстве Дома с химерами.
Костёл строился в основном на пожертвования, поэтому процесс его создания затянулся на десять лет. Освятили костёл только в 1909 году.
В 80-е годы прошлого столетия его отреставрировали, и сейчас это Национальный дом органной и камерной музыки.
Католические службы правятся с понедельника по пятницу в 8.00 и 18.00. В субботу с 8.00 до 9.00 – богослужение на украинском языке. В воскресенье с 9.00 до 11.00 и с 11.00 до 13.00 – службы по-польски, в 15.00 – по-украински.
Владислав Городецкий является соавтором и автором и других зданий в Киеве (корпус Южнорусского машиностроительного завода и т.п.), но те, которые вы посмотрели – самые главные и интересные.
К сожалению, после революции талантливый автор навсегда покинул Украину, вновь перебрался в родную Польшу, а затем в Иран, где и продолжил создавать свои шедевры вплоть до самой своей кончины.
Додати коментар