А тропическим рыбкам гуппи – нравится!


Чтобы попасть на станцию аэрации, нужно пройти полтора-два километра от метро «Бориспольская» или «Харьковская». Задолго до конца пути в нос бьет неприятный запах. «Це лайно перемішують», – утверждает встретившаяся женщина, у которой мы осведомляемся об источнике вони. Достигнув территории станции, мы уже несколько привыкли к запаху и смогли по достоинству оценить все ее красоты. Со стороны парадного входа она имеет вполне ухоженный вид. Даже фонтаны работают, тут же беседки и красочные монументальные панно в духе советских лет. Говорят, БСА славится своей сауной для работников. Поодаль стоит несколько небольших цехов, за которыми начинаются огромные круги резервуаров для фильтрации и переработки стоков. К югу от них, вплоть до гигантского долгостроя ТЭЦ, которую никак не могут открыть, начиная с 1995 года, простираются каналы отстойников. Их запах и внешний вид заставляют вспомнить о голливудских фильмах из жизни мутантов. Я бы не удивился, если бы из этой рукотворной топи вылез допотопный ящер, но, по слухам, здесь обитают лишь крохотные тропические рыбки гуппи. Выплеснутые из аквариумов, они попали в канализацию, прижились в очистных системах Бортничей и стали полноправными членами дикой столичной фауны.


Станция аэрации – большой и сложный комплекс очистительных сооружений. Ее механизмы вначале отсеивают крупный мусор и песок, а затем начинают биологическую очистку стоков в специальных резервуарах. Иловая масса (так ЭТО тут называют. – Ред.) отстаивается, проходит разные виды обработки, из нее удаляется жир и вода, после чего фильтрат отправляют на «иловые поля» на несколько километров южнее, на территорию бывшего совхоза «Бортничи». Дальнейшая переработка иловой массы в Киеве пока почти не производится, хотя существуют технологии, позволяющие «ужать» ее в десятки, если не в сотни, раз – довести до состояния порошка, который подлежит захоронению, как любые ядовитые отходы. В итоге за 40 с лишним лет существования станции на отстойниках скопилось такое количество зловонного ила, которое вдвое превышает технические возможности станции.


Очищенные стоки не задерживаются на станции. Тему экзотики продолжает крупнейший киевский водопад. Его грохот слышен издалека, а в водных парах красиво играет радуга. Здесь тоже пахнет, но в этот раз чем-то химическим, напоминающим хлорку. Переработанная на станции вода с ревом изливается в магистральный канал, который несет ее через заливные луга. В нем плавают бутылки, окурки и прочий мусор.


Эта рукотворная киевская река впадает в Днепр в районе поселка Вишенки. По словам официальных источников, ее экологическое состояние «полностью соответствует установленным нормам». Местные рыбаки в этом сомневаются, хотя сами ловят рыбу прямо в канале, напротив водопада. «Будете ее сами есть или на базаре продавать?» – поинтересовались мы у рыболовов из села Бортничи. Уходя от ответа, они сказали, что вода теперь везде одинаковая: «Что здесь, что в Днепре. Один большой коллектор». Тут удят не гуппи, а карасей, но про экзотическую рыбку слыхали и говорят, что в стоках живут и другие виды мелкой теплолюбивой живности.


Дерьмо – наше богатство!


Столичные экологи предупреждают: емкости Бортнической станции аэрации переполнены. В начале нынешнего лета едва не произошла экологическая катастрофа. Лишь оперативная перекачка иловой массы из переполненного нижнего хранилища в верхнее и создание дополнительной дамбы позволили избежать попадания этого «добра» в Днепр.


Нужно либо расширять площади «иловых полей», которые заполняются в течение нескольких десятилетий кряду, либо вывозить отходы за пределы Киевской области. Есть и другой способ. Он заодно позволяет решить проблему энергообеспечения самого энергоемкого предприятия в столице, каким считается БСА. Начиная с 2003 года, здесь начали внедрять технологии Специального конструкторского бюро Сухина в рамках программы «Малая энергетика Украины». Они позволяют получать тепло и ток за счет переработки нечистот и отходов жизнедеятельности человека. Обезвоженный ил оказался неплохим топливом для выработки горючего газа, близкого по составу к природному. Кроме того, его можно использовать для получения органических удобрений. Работники станции шутят, что при желании из ее коллектора можно добывать даже бензин и мазут (хотя сбрасывать их туда строго запрещено). В 2002 году именно бензин стал причиной взрыва на здешних сооружениях, который расследовала специальная комиссия горадминистрации. К счастью, тогда это не привело к массовому сбросу сточных вод.


Дезодорант для новостроек


Экологические проблемы станции уже встают в полный рост. Сегодня Киев вплотную подступил к БСА, а с присоединением поселка Бортничи и вовсе окружил эту станцию. Чтобы попасть на нее, теперь не надо ехать далеко за город. Жители массивов Позняки и Осокорки могут видеть отстойники прямо из своих окон, и достаточно регулярно вдыхают их запах. Это, в общем-то, ненормально близкое соседство создает понятные неудобства для многих тысяч киевских семей. В сочетании со своим близким соседом – мусоросжигательным заводом «Энергия», станция аэрации составляет одну из самых проблемных экологических точек Киева. В зоне ее испарений, на сегодня, живет около 300 тысяч человек – 12% всего населения столицы…


Остановить станцию невозможно. Перебои в ее работе могут привести к настоящей экологической катастрофе. Однако власти обязаны искать выход из этой острой, конфликтной проблемы. Полноценная реконструкция, которая должна быть осуществлена с 2005 по 2012 гг., по всей видимости, остается единственно возможным решением. А пока специалисты «Киевводоканала» обещают заглушить вонь при помощи… «дезодоранта». Проект комплекса по нейтрализации запахов оценивается в 223 млн гривен, однако так и не ясно, когда жители юга Дарницкого района смогут спокойно вдохнуть очищенный от запаха нечистот воздух.



Размышления о миллионах над морем г…на


Первая очередь станции аэрации заработала больше сорока лет назад – в 1965 году, далеко к югу от новых районов киевского Левобережья, на ощутимом расстоянии от границ города. По тем временам это было современное сооружение. 33 насосные станции непрерывно подают сюда сточные воды со всего Киева.


Ныне станция уже не первый год находится в ожидании реконструкции, о необходимости которой могут живо рассказать жители окрестных сел (Бортничи, Вишенки, Осокорки) и киевляне, живущие на Левом берегу. Главная проблема – неприятные запахи, доносящиеся со станции. Но, кроме этого, существует и угроза попадания фильтрата в Днепр со всеми вытекающими последствиями. Главным тормозом реконструкции, как всегда, стали деньги. Вернее, их недостаточное количество. В прошлом году, например, из бюджета на нужды станции было выделено всего 1,2 млн грн, в нынешнем в рамках природоохранных мероприятий было предусмотрено порядка 2,5 млн, хотя городские власти обещали в 2005–2006 году изыскать порядка 50 млн грн. Сколько же нужно денег «для полного счастья», тоже сказать трудно. Суммы называются разные. Так, в 2004 году руководство станции утверждало, что только на первоочередные работы, реконструкцию одного из трех блоков, необходимо около полумиллиарда гривен. Правда, летом прошлого года фирма «Гидроинжбуд» взялась выполнить работы «всего» за 223 миллиона гривен и за 7 лет. Но месяц назад уже называлась сумма в 434 миллиона.