АПОЛОГЕТ СВОБОДЫ

Основная тема творчества Бердяева — духовное мировосприятие человека. Во всех своих трудах он отстаивал свободу личности. Уже в 14 лет читал Канта и Гегеля. В студенческие годы увлекся научным социализмом, но скоро осознал гибельность теории, которая обезличивает человека. Постепенно творческие искания приводят Бердяева к христианству. Он делает вывод — духовность человека связана с божественной духовностью. И это убеждение остается у него на всю жизнь.

БИОГРАФИЯ Н.А. Бердяев родился 6 (19) марта 1874 г. в Киеве в аристократической семье потомственного военного (мать — урожденная княжна Кудашева). Учился в Киевском кадетском корпусе. Затем поступил в Киевский университет Святого Владимира (ныне — им. Тараса Шевченко). Но через 3 года был исключен и сослан в Вологду за участие в социал-демократическом движении. В 1904 г. женился на своей единомышленнице Л.Ю.Трушевой (впоследствии она перешла в католичество). В 1920 г. Бердяев стал профессором Московского университета, а в 1922 г. в числе 160 крупнейших ученых России был выслан из страны. Сначала жил в Германии, потом во Франции. Во время войны поддерживал французское Сопротивление. В 1946 г. Бердяеву было возвращено советское гражданство. Но в Россию он не вернулся, узнав о возобновившихся репрессиях. Умер 23 марта 1948 г. за письменным столом, работая над очередной книгой.

Одни считают Бердяева религиозным философом. Другие называли его выразителем аристократизма социализма. Он же о себе говорил — “верующий вольнодумец”. По словам мыслителя, “Дух безмерной свободы разлит по всему Евангелию, каждое слово Христа есть слово освобождающее”. Размышления о соотношении Бога и зла приводят Бердяева к заключению, что Бог не всесилен. Он не властвует в мире, а побеждает темное хаотичное начало, которое было вечно, и ищет в человечестве поддержку. Поэтому Бог нужен нам, а мы нужны ему. Бердяева не пугал конец света, так как он считал его и концом тьмы. Задача человека в этом мире — не эгоистическое спасение собственной души, а духовное творчество в поисках истины… (живи он в средние века, не миновать ему костра инквизиции).

Философ-гуманист принимал общие принципы социализма, но русских социал-демократов не считал социалистами. Он был непримирим к какой бы то ни было диктатуре. “Не только злоба против добра, но и злоба против зла разрушает духовный мир человека”, — писал он. К демократии относился отрицательно — “количественное большинство всегда в истории эксплуатировало и насиловало, притесняло и гнало качественное меньшинство, духовные индивидуальности”. Было бы неверно приклеивать ему ярлык. “Бердяев свободно ходил по всем мирам”, — заметил о нем Александр Мень. И еще: “Бердяев все сказал!”

На протяжении всей своей жизни Николай Александрович неутомимо писал. 500 его статей и книг переведены на 20 языков. Их список, изданный в Париже, составил целый том в 10 печатных листов. В СССР книги Бердяева были запрещены.

ГЛАВНЫЕ ТРУДЫ “Философия свободы”(1911), “Смысл творчества”(1916), “Смысл истории”(1923), “Философия свободного духа”(1927), “О назначении человека”(1931), “Истоки и смысл русского коммунизма”(1938), “Русская идея” (1946), а также автобиографический труд “Самопознание” (1948).

Однако, подобно тому, как взбираться на Эльбрус под силу только альпинистам, философские открытия Бердяева доступны лишь посвященным. Читать его работы без соответствующей подготовки непросто. И все же увлекательно — его умозаключения оригинальны и неожиданны. Например:

ЛЮБОВЬ ВСЕГДА НЕЛЕГАЛЬНА

По Бердяеву, легальная любовь есть любовь умершая. Легальность существует лишь для обыденности, любовь же выходит за ее рамки. Это утверждение философ обосновывает в своей книге “Смысл творчества”. Он отмечает, что церковное и общественное сознание признает существование трех видов половых отношений: законного брака, разврата и аскетизма, которые определяются по их отношению к сексуальному акту. А какое же место занимает любовь? Она не вмещается ни в одну из этих категорий. Дело в том, что связь любви с сексом — косвенная. “Тайна пола совсем не есть сексуальный акт, совершаемый для добродетельного деторождения или для развратного наслаждения”, — в любви он происходит “стихийно, по страсти, для призрачного самоудовлетворения”.

Обывательская психология бессознательно господствует над человеком. Общество не считает любовь мировой проблемой и предоставляет ее исследовать поэтам. Любовь — вне науки и вне закона. “В ней есть что-то аристократическое и творческое, глубоко индивидуальное, внеродовое, не каноническое, не нормативное, она непосильна сознанию среднеродовому”, — отмечает Бердяев. Для продолжения рода любовь не требуется. Она остается где-то в стороне — “тайна половой любви как абсолютная тайна двух недосягаема для общества”. Разврат можно как-то ограничить и упорядочить. Любовь не поддается никаким ограничениям, в ней есть роковое семя гибели. Ромео и Джульетта без колебаний выбрали смерть. По мнению Бердяева, “семя разложения любви заложено уже в сексуальном акте”, брак от этого не предохраняет. Как не предохраняет и от разврата (имеется в виду половая связь между мужем и женой, которая теряет свое “неземное” содержание и приобретает характер чувственного удовольствия). Иначе говоря, брак разделяет сердца влюбленных. Правда, при этом рождается новая любовь — к детям.

Семья — это хозяйственная ячейка прежде всего. “Половые отношения людей никогда не вмещались в форму семьи, всегда переливались через все границы”. Однако подобно тому, как государству необходимы законы, в семье — этом маленьком государстве — должны существовать нормы и ограничения. Бердяев отмечает лицемерное отношение церкви и общества к половым отношениям (сексуальный акт греховен, а рождение детей — богоугодно). Но “Новый Завет по глубокой мистической своей сущности отрицает семью”, так как отрицает грех сексуального акта. Недаром Булгаков отправил Мастера и Маргариту, которые так и не стали мужем и женой, в иной мир. Чтобы не померкла их любовь.

“Поразительно, почти страшно это молчание православия и всего христианства о любви… Можно сказать, как относится к сексуальному акту и его последствиям христианское богословие, и этика, и научная биология, и социология, но неизвестно, как они относятся к любви”. “Послушание любви выше, духовнее послушания семье”, а так как любовь выше людей, любви неразделенной быть не может, убежден Бердяев.

Мужчина и женщина переживают любовь по-разному — Она растворяется в этом чувстве безраздельно, а Он лишь выдвигает любовь на первый план, сохраняя всю “мизансцену”. “Есть глубокое, трагическое несоответствие между любовью женской и любовью мужской… Женщина… гораздо менее человек, гораздо более природа… в стихии женской любви есть что-то жутко страшное для мужчины, что-то грозное и поглощающее, как океан… На этой почве вырастает безысходная трагедия любви”. Видимо, именно это погубило Анну Каренину. Что же касается самих супругов Бердяевых, то они прожили свою жизнь в мире и согласии.

ТАЙНА ДВУХ

Последние 10 лет жизни Бердяев провел в городе Кламаре под Парижем, получив в наследство от друга семьи — англичанки Ф. — дом, очень уютный, с небольшим садом и большими каштанами. Судя по дневнику его жены Лидии Юдифовны, жили они очень скромно. Несмотря на то, что Николай Александрович много писал и публиковался, деньги уходили на бесконечные налоги. Супруги не имели возможности куда-либо выезжать. И все-таки они были счастливы. Николай Александрович боготворил жену. Из дневника Л.Ю.Бердяевой:

“Перед сном, как всегда, Ни приходит в мою комнату, садится в большом кресле, и мы говорим о впечатлениях дня… Это часы, когда мы ведем самые интересные и интимные беседы… Ни очень заботлив… Я так избалована его любовью, его необычайным отношением к себе. И часто кажется мне, что я мало ценю такое отношение… “Ты у меня одна”, — слышу его голос… Знаю это, всегда знала и знаю, а все же иногда мало ценю, мало осознаю (как сейчас) всю значительность и ценность этих слов… А Ни в сущности так мало нужно. Я редко видела человека столь скромного, скажу даже — аскетически скромного в своих потребностях. Он не терпит роскоши, очень аккуратен и экономен. Ничего лишнего себе не позволяет… О “себе”, о “своем” более глубоком, интимном и он, и я говорим только друг другу. И это с первого же дня встречи… Оглядываясь на 30 лет жизни с Ни, я вижу, какое это огромное счастье выпало на мою долю. За все эти годы я не помню с его стороны ничего, что бы меня огорчило, обидело, причинило боль… В Ни я нашла то, чего, мне казалось, в жизни найти нельзя… Широкий и свободный ум, глубину и какую-то детскую чистую и правдивую душу… Мне часто приходится скрывать от него свое нездоровье или дурное настроение, зная, как болезненно отражаются на нем и мои болезни, и душевные состояния. Да, иметь около себя такого любящего друга — это счастье! Не говорю уже о ценности нашего духовного общения… подлинный брак есть брак духовный”.

НАСЛЕДНИКИ ГЕНИЯ

Творчество Николая Бердяева высоко ценил Александр Мень. В 1988 г., узнав о создающемся в Москве музее философа, он посетил его молодого организатора Александра Цветкова — горячего поклонника Бердяева. Несмотря на то, что музей был в стадии зарождения, сам факт его появления священник назвал отрадным и потрясающим, а реакция москвичей на опубликование в октябре 1991 г. “Московским комсомольцем” телефона музея (квартиры Цветковых) подтвердила актуальность его создания. В первые же несколько дней позвонили более двух тысяч человек, желавших побеседовать с Николаем Александровичем лично. Пришлось через газету объяснять, что Бердяев, к огромному сожалению, умер еще в 1948 году и ни с кем поговорить не может. Вскоре Саша Цветков тяжело заболел и в 1993 г. умер в свои 27 лет от роду, успев все же написать книгу о жизни Бердяева, которая была издана в Америке. И московский музей прекратил свое существование. А во Франции музей философа был организован вскоре после его смерти — в том самом доме, где Николай Александрович жил и скончался. Он действует по сей день.

Во многих странах — в Германии, США, Японии и др. — собираются симпозиумы и конгрессы, посвященные изучению творчества Бердяева. Сам он перед смертью говорил с горечью: “Мне готовят Нобелевскую премию, я имею теперь звание доктора, я стал известен во всем мире, кроме своей родины”. Николай Александрович любил Киев и считал его одним из самых красивых городов Европы. Семья Бердяевых жила на Липках, крестили мальчика в Печерско-Спасской церкви. Когда отец вышел в отставку, они переехали в свой дом в Обухове. Нет сомнений, что Бердяев владел “рідною мовою” — его родной брат Сергей стал украинским поэтом. Но никаких видимых следов о киевском периоде жизни знаменитого мыслителя, который провел здесь 24 года, нет.

Бердяев называл себя русским философом. Естественно, не потому, что разделял философию на “русскую” и “украинскую”. Любое разграничение суть ограничение, а значит несвобода. И все же отрадно, что именно украинской интеллигенции принадлежит честь организации в мае 1991 г. в Киеве первых Бердяевских чтений. В 1999 г. наша столица вновь принимала поклонников знаменитого мыслителя — по случаю его 125-летия здесь проходили Международные Бердяевские чтения, в которых приняли участие более 120 ученых. При подготовке конференции не обошлось без стандартной проблемы — на каком языке ее проводить? С большим трудом организатору чтений Татьяне Дмитриевне Суходуб удалось склонить ученых к толерантному решению — на конференции звучал и русский, и украинский. На проблему национальной идентичности Бердяева указал “Сегодня” и один из участников тех чтений — профессор Украинского католического университета во Львове Антуан Аржаковски (его бабушка была секретарем у Бердяева). Нация — это открытое общество. Можно издавать книги Бердяева и на украинском языке.

В том же 1999 г. была предпринята попытка открыть мемориальную доску на здании Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, но помешал, как нам намекнули в философских кругах, “русский дух” Бердяева. Киев мог бы гордиться тем, что является родиной мыслителя мировой величины. Но единственное, чем мы можем похвастать, — это сборником докладов, прозвучавших на юбилейных Бердяевских чтениях, изданном в прошлом году благодаря энтузиазму и настойчивости украинских ученых.