Не так давно в Киеве состоялись общественные слушания по проблемам застройки города, в которых приняли участие специалисты, представители всех столичных районов, многочисленных общественных формирований. В центре внимания был вопрос: как максимально сохранить историческую часть Киева? И сохранить при этом его природные ландшафты — все то, чем украинская столица отличается от многих столиц Европы и мира. Рельеф Киева поистине уникален! Города, которые так органично «спускаются» к глади реки (большой, полноводной, судоходной), можно пересчитать буквально по пальцам. Поэтому и отношение к такому городу должно быть особо бережным…
— В последнее время это нередко подменяется делами совсем иного рода…
— Это и волнует. Внутриквартальная застройка, уничтожение парков и скверов — настоящая боль сотен тысяч людей. В том числе и моя. Мы все-таки «чернобыльская зона», и потому зеленые насаждения важны для нас, как эликсир жизни. Кроме того, многие массивы являются памятниками садово-паркового искусства. Запускать сюда «дровосеков» ни в коем случае нельзя! Но у нас — масса случаев, когда к старым зодчим, старому Киеву относятся грубо, пренебрежительно, уродуя современными постройками историческую часть столицы. Если бы мы относились к ней так, как это принято в Европе!
Посмотрите, как трепетно берегут старые кварталы в Праге, Таллинне, Риге, Вильнюсе… Да и у нас есть свои, украинские примеры. Сейчас, например, много пишут и говорят о Львове. И не случайно. Там очень много древних улиц. И львовяне ими гордятся. Как постройки сформировались в средневековье, так выглядят и сегодня. В центре города лишь одно «стеклобетонное» здание — банк. Многоэтажки вынесены за пределы исторической зоны…
— А как решается в столице проблема охраны памятников?
— Проходя мимо бывшего Дворца бракосочетания, который в народе называют «Шоколадным домом» (угол Шелковичной и Пилипа Орлика), каждый раз вспоминаю, что здесь неподалеку работал президент Кучма. По соседству — Кабинет министров. Но эта «близость» никак не влияла, к сожалению, на состояние дома, требующего серьезного «лечения». Еще несколько лет назад мы говорили: город должен финансировать эту работу. А если такое дело ему не по силам — найдите спонсоров и приведите дом в порядок. Кое-как провели первый, второй этап реставрации, однако света в конце тоннеля не видно. Ремонтная волокита продолжается, а дом (образец добротной, красивой архитектуры) ветшает и разрушается. О какой охране здесь может идти речь?..
Примеров ненормального решения важнейшей задачи охраны памятников, к сожалению, немало. Взять хотя бы Музей народной архитектуры в Пирогове. Прошедшие ливни разрушили соломенную кровлю многих собранных здесь экспонатов — деревенских хат ХVІІ-ХІХ столетий, перевезенных на Киевщину из разных уголков Украины. Удивительные, бесценные экспонаты могут быть безвозвратно утрачены, если им не оказать неотложную помощь. Но этого как бы не замечают. Денег у музея нет. И нет желающих (кроме энтузиастов-одиночек) помочь ему.
А разве может не волновать история Кловского дворца? Я видела документы, подтверждающие, что еще в 1994 году Верховный суд посягал (не правда ли, странно звучит?) на это сооружение. Некоторое время удавалось сохранять его прежний статус Музея истории Киева. Но в конце концов музей все-таки выставили из дворца и сюда переехали судебные органы… Да чего там — музей истории столицы со своими бесценными экспонатами, упакованными в мешки и ящики (!) ютится на четвертом и пятом этажах Украинского дома, где периодически продают ширпотреб и проводят пресс-конференции. Ни условий, ни атмосферы, необходимых для нормальной работы музея, там, конечно же, нет. Это — настоящий проходной двор.
Я считаю, что коль ошибалась здесь старая власть, то новая должна бы исправить ошибку! Но это, к сожалению, происходит слишком вяло. А ведь в Киеве только два дворца: Мариинский и Кловский, оба являются шедеврами архитектуры ХVІІІ столетия. И во что бы то ни стало надо сохранить их для потомков. Надо сделать так, чтоб туда ходили люди не по судебным повесткам. Чтобы там не было заборов и не стояла охрана. Дворцы должны быть доступны (по крайней мере, один из них) каждому киевлянину и гостю столицы.
— А как поживает лавра? Весной было много разговоров по поводу опасных обрушений в пещерах. Они продолжаются?
— Наш офис размещается почти в монастырской стене. Обществу отдано в аренду старое здание в Лаврском переулке. И стоит лишь посмотреть в окно, чтобы убедиться: ситуация по-прежнему напряженная. В лавре все так же тревожно. Красоту древних сооружений перечеркивают уродливые шрамы трещин. Беспокоят и повторяющиеся время от времени обвалы в пещерах и около церквей. Главными разрушителями здесь выступают подвижки почвы и подземные воды. Говорят, после войны «Киевпроект» занимался здесь сетью инженерных сооружений и дренажных систем. И что-то сделал не так… У нас достаточно средств (в этом я абсолютно уверена), чтобы государство финансировало и поддерживало памятники мирового значения. Тем более что в Киеве их только два — лавра и Софийский собор, где собиралось вече, писались летописи. Где была княжеская усыпальница и где предали земле Ярослава Мудрого, Всеволода, Ростислава, Владимира Мономаха (сохранился только саркофаг Ярослава Мудрого).
— В сквере, рядом с Золотыми воротами, есть памятник Ярославу Мудрому…
— Вы знаете, мне он не очень нравится. Князя «посадили» так, будто он продает что-то…
— Интересное наблюдение. Но я о другом. В том же сквере, недалеко от главной фигуры, есть огромный бронзовый… кот. Как попал он к Золотым воротам, как оказался в княжеской компании?
— Это — настоящая киевская легенда. Киевляне любят вплетать в жизнь города всякие истории. Одна из них связана с этим памятником. Говорят, в одном из близлежащих ресторанов действительно жил кот. Был он очень умным и забавным. Ловил мышей, развлекал хозяев и посетителей. Но однажды случился пожар, и всеобщий любимец погиб. В память о нем и поставили скульптуру, деньги на которую, как утверждают, давали многие люди.
Есть и другой вариант «кошачьей» истории. Относится он к древности и объясняет, таким образом, связь с памятником князю. Дело в том, что во времена Ярослава Мудрого коты были в особой чести. На них не накладывали дань и стоили они дороже вола или лошади! Все объяснялось просто: лишь коты могли спасти от полчищ крыс и мышей амбары и жилые помещения. В том числе и княжеские. Якобы в память об этих жизненно важных для наших предков «сражениях» и поставили столь необычный монумент. Это, повторяю, только легенды. Точных сведений нет. Неизвестен и скульптор, подаривший нам эту загадку. Быть может, со временем секрет раскроется, и мы узнаем подлинную версию того, как появился кот у Золотых ворот… Кстати, в наше время чтят, к сожалению, других «котов». Потому, наверное, так плохо с памятью.
Одна из экскурсоводов на день Киева рассказывала, что не совсем пожар был, а тление окурка (или ещё может чего, не помню) в закрытом помещении. Но факт остаётся фактом - погиб котик... задохнулся...
мда, а скульптор говорит, что кота сбила машина:)
Давненько уже она без особых потрясений пристроена при добром деле...
а что это за дама, чем она прославилась?
Тем, что когда гибнет очередной памятник культуры, она громко всем рассказывает, какая она несчастная и всеми обиженная
ну так этим каждый второй прославился:) вон еще три года назад я слышала от одной дамы, что дом, где родился булгаков - никто и пальцем не тронет, что она все усилия и т.п.
пы.сы.: что-то, кстати, на этом фото вид не сильно несчастный:)
Так и хочется поцитировать из старого анекдота: ты хоть уксусу выпей, чтоб выражением лица соответствовать
ладно, наверно тут нельзя флудить. как-нить при встрече подробней расспрошу, если не забуду. ирке привет:)
У кого осталась фотография того, что было на месте дырки (птичка?), на которую смотрит кот. Выложите, пожалуйста.
фото птички нет (кстати, было их даже несколько, птичек - все сперли, одну за другой), но знаю, где взять:) сильно надо?:)
ну не то, чтоб сильно надо (что такое птичка по сравнению с мировой революцией!), но интересно было бы:)
Как я слыхал, кот жил в соседнем "Пантагрюэле", звался, соответственно, Понтюшей и погиб из-за поджога таверны. Не проверял. Но на деле это легко - стоит зайти и поинтересоваться у владельцев таверны.
Вообще-то фамилия скульптора и дата написаны прямо на хвосте у кота.
http://www.ljplus.ru/img/m/i/mik_kiev/cat-sc.JPG" width="600" height="450" alt="29,77 КБ">
Скульптор, кста, тот самый, который намедни Черновола перед музеем сваял.
а макет скульптуры (с птичкой, кстати) до сих пор у него на стенке в мастерской, а мастерская во дворе академии художеств в киеве, так что в любой момент можно пойти и взглянуть на "неизвестного" художника и его работу:)
пы.сы.: у вас такой юзерпик красивый, вы не знаете часом - куда делся этот замечательный кот с андреевского?
Именно так- это был один из символов этого заведения.